Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:29, реферат
Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.
Наиболее значимым
источником внешнего
Внутренний государственный долг Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993) определяет порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга Республики Беларусь и управления им и является правовой основой для операций, совершаемых в отношении внутреннего государственного долга.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь (далее – Правительства) перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительства Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Правительства Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Управление внутренним государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.
Обслуживание внутреннего государственного долга предполагает выплату процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.
Порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.
По состоянию на 1 января 2002 г. величина государственного внутреннего долга составила 762,2 млрд. рублей или 4,5% относительно валового внутреннего продукта (на 1 января 2000 г. – 6,4% ВВП). Основную часть государственного внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги – 49,1%.
Внешний государственный долг Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998) определяет порядок формирования, обслуживания внешнего государственного долга Республики Беларусь и управления им.
Внешний государственный
долг Республики Беларусь отражает общую
сумму основного долга
Внешние государственные
займы представляют собой займы,
по которым возникают
Государственная гарантия (гарантия Республики Беларусь) по внешним займам является обязательством Республики Беларусь (гаранта), от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед иностранным кредитором нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору внешнего займа.
Государственные ценные бумаги в качестве государственных долговых обязательств, формирующие внешний государственный долг, представлены ценными бумагами, выпускаемыми от имени Республики Беларусь, удостоверяющими выраженные в них отношения внешнего займа, предоставленного Республике Беларусь, и размещаемыми на рынках ценных бумаг за ее пределами.
Лимит внешнего государственного долга определяет максимально допустимую сумму внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового (бюджетного) года, исчисленную в долларах США.
К резидентам Республики Беларусь относятся:
юридические лица с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов Республики Беларусь;
дипломатические и другие официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
представительства юридических лиц (резидентов), находящиеся за пределами Республики Беларусь.
Нерезидентами Республики Беларусь являются:
физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь, в том числе физические лица, временно находящиеся в Республике Беларусь;
юридические лица с местонахождением за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, в том числе юридические лица с инвестициями резидентов Республики Беларусь;
предприятия и организации,
не являющиеся юридическими лицами, с
местонахождением за пределами Республики
Беларусь, созданные в соответствии
с законодательством
дипломатические и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;
международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в республике представительства нерезидентов Республики Беларусь.
Внешние государственные займы привлекаются и используются для:
покрытия дефицита республиканского бюджета;
пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
В законе о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый (бюджетный)
год устанавливаются лимит
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникшим из внешних займов, полученных без государственной гарантии.
Компетенция Правительства Республики Беларусь в области формирования и обслуживания внешнего государственного долга заключается в:
установлении по согласованию
с Президентом Республики Беларусь
обязательных для всех резидентов Республики
Беларусь порядка привлечения, использования
и погашения внешних
определении компетенции республиканских органов государственного управления в области управления внешним государственным долгом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществлении общей координации деятельности республиканских органов государственного управления в области внешних государственных заимствований;
предоставлении полномочий по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь банкам на обслуживание внешних государственных займов;
представлении ежеквартально отчета Президенту Республики Беларусь о состоянии внешнего государственного долга.
Правительство Республики Беларусь либо уполномоченные республиканские органы государственного управления совместно с Национальным банком Республики Беларусь:
обосновывают необходимость
привлечения внешних
оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;
проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;
определяют порядок выпуска, размещения и погашения госу-дарственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг;
осуществляют иные функции,
предусмотренные
Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.
Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь.
Решение о выпуске государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, принимается:
для покрытия дефицита бюджета - Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов Республики Беларусь;
для формирования валютных резервов - совместно Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.
Средства по внешним государственным займам предоставляются резидентам Республики Беларусь (пользователям), в том числе пользователям государственных гарантий (заемщикам), на основании договоров о порядке расчетов за указанные средства, заключаемых ими с Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством. По решению Правительства Республики Беларусь средства, получаемые по внешним государственным займам, предоставляются пользователям под гарантии банков-агентов по обслуживанию внешних государственных займов или других банков.
В Республике Беларусь действует единая система регистрации внешних государственных займов и учета внешнего государственного долга, которая осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.
Обслуживание внешних займов, полученных резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии, производится ими самостоятельно за счет собственных средств через банки-агенты по обслуживанию внешних государственных займов.
Платежные требования к Республике
Беларусь, выступающей в качестве
гаранта по внешнему займу, направляются
Правительству Республики Беларусь.
До предъявления требования к Правительству
Республики Беларусь иностранный кредитор
должен предъявить требование к заемщику.
Если заемщик отказался
К Правительству Республики Беларусь, исполнившему обязательство заемщика, переходят права кредитора по этому обязательству, включая право требовать уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения убытков, понесенных в связи с ответственностью за заемщика. Суммы средств, уплаченных Правительством Республики Беларусь в связи с исполнением обязательств гаранта, взыскиваются с заемщиков в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено законодательством.
Эффективная реализация и своевременное исполнение обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования.
Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита