Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования – дать оценку сложившегося состояния предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение предпринимательства в экономике Республики Казахстан 5
1.1 Понятие и сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательской деятельности 7
Глава 2. Формы предпринимательской деятельности 11
2.1 Товарищества 12
2.2 Кооперативы 13
2.3 Акционерные общества. Производственный кооператив 14
Глава 3. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане 17
Заключение 28
Список использованной литературы
Это объяснялось не только тяжелой внутриэкономической ситуацией в РК. Как известно, глубокому системному кризису подверглись все бывшие союзные республики. По оценкам казахстанских специалистов, в Республике к тому времени была достигнута стабилизация в основных секторах экономики: рост объемов промышленной продукции за 1 квартал 1998 г. составил 4%, уровень инфляции - 3,6% , рост реальных доходов на душу населения - 2%.
Причина скорее в том, что ранее изданные Законы «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Каз.ССР» (1990 г.), «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992 г.) и др. начали подкрепляться и контролироваться лишь через несколько лет после их принятия, в частности, Указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» (июнь 1996 г.), «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого и среднего предпринимательства» (июнь 1997 г.) и Указы Президента РК «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» (апрель 1998 г.), «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» (апрель 1998 г.). О жизненной важности этих документов для развития малого бизнеса говорить не приходится. Если сравнить с Россией, то в этом направлении она опережала РК как минимум на два года (Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» был принят в 1995 г.). Проводимые ежегодно Всероссийский съезд представителей малых предприятий, съезд Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАРМП), семинары и форумы по проблемам становления российского предпринимательства также свидетельствовали о большой, серьезной работе общественных организаций России по поддержке и лоббированию интересов предпринимателей во властных структурах.
Аналогичным событием в Республике Казахстан явился 6 Форум предпринимателей РК, прошедший в апреле 1998 г. Анализ состояния малого бизнеса в Республике, выявление основных проблем, тормозящих его развития, привели к выводу, что «несмотря на солидную законодательную базу, четко действующий механизм функционирования предпринимательства пока не сложился.
Отечественным малым бизнесом на тот период его развития создавалось только 10% внутреннего валового продукта. Его деятельность скорее можно было назвать «выживанием» в условиях углубляющегося кризиса производства - с одной стороны, и бесчисленных бюрократических препон - с другой.
На начало 1998 года общая численность работающих в секторе малого предпринимательства составляла 949,0 тыс. человек, или 15% общей численности занятого населения. По итогам за 1997 год доля субъектов малого бизнеса в общем объеме валового выпуска продукции не превышала 8%. В отраслевой структуре объема производства субъектов малого и среднего предпринимательства продолжала (как и продолжает сейчас) преобладать торговля. Удельный вес малых предприятий в различных секторах экономики дает следующие показатели. В промышленности он занимал - 10%, в сфере торговли - 68%, в сфере услуг - 2%, в строительстве - 6%, на транспорте - 1%, в общественном питании - 2%, в переработке сельскохозяйственной продукции - 3%, в прочих отраслях - 10%.
Снизилась доля малого бизнеса и в налоговых поступлениях в государственный бюджет: в 1 квартале 1998 года сумма налогов и платежей от малого предпринимательства составила 7,1% (против 10,3% в 1997 году) всех налоговых поступлений государственного бюджета.
Анализ всего периода 97-98 годов позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Казахстане находился в тот момент в кризисной ситуации, решение которой, без государственного вмешательства представлялось невозможным.
Например, процедура регистрации субъектов малого предпринимательства была предусмотрена в более упрощенном варианте в сравнении с регистрацией других юридических лиц.
1) Так, деятельность предприятий - субъектов малого предпринимательства может осуществляться на основании типового устава, подготовленного Минюстом, проект которого был утвержден Правительством.
2) Значительно сократился размер уставного капитала. Например, размер уставного капитала товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) - уменьшен в 10 раз и составляет 100 расчетных показателей.
3) Исключен из перечня ряд документов, представляемых на регистрацию. В регистрирующий орган не представляется документ, подтверждающий внесение части уставного капитала юридического лица. Однако уставный капитал должен быть сформирован участниками в течение одного года с момента государственной регистрации.
Не представляется также документ, подтверждающий местонахождение юридического лица. Также не требуется оформление статистической карточки в период, нахождения документов юридического лица на регистрации. Оформление карточки производится статистическими органами на основании свидетельства, выданного органами, занимающимися регистрацией юридических лиц.
Сроки регистрации не более 3-х рабочих дней.
Сбор за государственную регистрацию был уменьшен и составил размер пятикратного расчетного показателя, действующего на дату уплаты сбора. Расчетный показатель с 1 января 2004 года составляет 919-00 тенге. Общее время регистрации - не более 3 рабочих дней.
Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:
упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей - 4595 тенге);
упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;
введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;
сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;
установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;
проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;
введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;
постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня - 10% от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.
Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.
Следующим этапом становления малого предпринимательства стали 2000-2002 годы. На начало 2002 года в республике насчитывалось около 300 тысяч субъектов малого предпринимательства, на которых занято порядка 1,3 млн. человек, что составляет 18% от экономически активного населения. Доля малого предпринимательства в объеме ВВП в 2001 году составила всего 10–12%, правда, если не брать в расчет теневую экономику. Любопытна и еще одна тенденция. Несмотря на наличие в течение последних лет устойчивого роста количественных параметров развития малого предпринимательства, отчетливо обозначилась также и тенденция к их уменьшению. Таблица 1 демонстрирует отраслевую структуру предпринимательства по состоянию на 2001 год.
Таблица 1. Отраслевая структура малого предпринимательства по состоянию на начало 2001 года
Отрасли | Удельный вес производства продукции (работ, услуг) МСП в общем объеме, % | Удельный вес численности занятых в МСП в общей численности занятых, % |
Сельское хозяйство | 25,0 | 28,0 |
Промышленность | 3,0 | 12,0 |
Торговля* | 75,0 | - |
Услуги | 18,0 | 24,0 |
*Статистические данные по численности занятых в сфере торговли, в связи с переходом на новую классификацию видов деятельности, отсутствуют. |
Так, по итогам 2000 года темпы роста количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц составили 34%, численности занятых на них – 31 %. А в 2001 году значения указанных показателей соответственно составили 15,4% и 6,7%.
Стратегическая цель развития малого предпринимательства заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также увеличении занятости трудоспособного населения республики.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;
развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;
создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;
налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;
развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов.
Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.
На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.
К основным условиям, при которых возможно дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, относятся: продолжение стабилизации экономики и оживление производства в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличение реальных денежных доходов населения, уменьшение удельного веса продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта, уменьшение доли малого бизнеса в теневой экономике. Значение каждого из обозначенных условий будет усиливаться на определенных этапах.
На первом этапе (2001–2005 годы) необходимо создать стабильную и надежную нормативно-законодательную базу, достаточную для решения поставленных задач, также регулирующую и различные стороны хозяйственной деятельности малого бизнеса. Необходимо законодательно определить рамочные условия для создания и функционирования таких объектов инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, технопарки, бизнес-центры и т. д. Выработать принципиально новые критерии отнесения предприятий к категории малого и среднего предпринимательства в зависимости от отраслевой принадлежности.
Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции незначительной активизации малого предпринимательства. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса до 2005 года, решающее значение будут иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения, а также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса.
Информация о работе Экономическая сущность и формы предпринимательства