Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа
Маркс первым в истории экономической мысли сформулировал условия макроэкономического равновесия, реализации совокупного общественного продукта в стоимостной и натурально-вещественной форме в условиях простого расширенного воспроизводства. Учение о внутренних законах развития капитализма превратилось у Маркса в учение об исторической неизбежности его гибели и переходу к коммунизму. Эта теория до сих пор имеет многочисленных сторонников среди людей левых убеждений.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Теория экономических формаций………………………………….. 5
1.1. Типы экономических формаций………………………………... 6
1.2. Современное развитие теории формаций……………………… 8
2. Анализ генезиса капитализма………………………………………. 11
3. Анализ перспектив капитализма…………………………………... 17
Заключение…………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы……………………………………... 23
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
6 |
|
8 |
|
11 |
|
17 |
Заключение…………………………………………………… |
22 |
Список использованной литературы……………………………………... |
23 |
Введение
Великий немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883) оставил глубокий след во всех общественных науках. Но все же в первую очередь он был экономистом, потому что главным предметом его исследований являлась политическая экономия. Многие люди и сегодня считают К. Маркса величайшим экономистом всех времен и ищут ответа в его теории на вопрос о том, как должна быть устроена экономическая жизнь общества, чтобы в ней не было бедных, обездоленных, не существовало вопиющего неравенства, несправедливости, продажности. Актуальность работ К. Маркса трудно недооценить. Экономические идеи К. Маркса до сих пор являются предметом острых дискуссий, хотя главные его экономические труды были написаны более 100 лет назад. «Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования».
Принципиальное отличие
Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу. Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.
Каждая система
Общественно-экономическая формация —
это, согласно марксизму, исторический
гимн общества, основывающийся на определенном
способе производства и являющийся ступенью
прогрессивного развития человечества
от первобытнообщинного строя через рабовладельческий
строй, феодализм и капитализм к коммунистической
формации. Понятие "общественно-экономическая
формация" составляет краеугольный
камень марксистского понимания истории.
При этом одна формация сменяется другой
в результате социальной революции. Капиталистическое
общество. согласно марксизму, — последняя
из формации, основанных на антагонизме
классов. Ею завершается предыстория человечества
и начинается подлинная история — коммунизм.
Марксизм различает пять общественно-экономических
формаций.
Первобытнообщинный строй — первичная
(или архаическая) общественная формация,
структура которой характеризуется взаимодействием
общинных и родственных форм общности
людей. Эта формация охватывает время
от зарождения социальных отношений до
возникновения классового общества. При
широком толковании понятия "первичная
формация" началом первобытнообщинного
строя считаю фазу первобытного стада,
а завершающим этапом — общество общинной
государственности, где уже наметилась
классовая дифференциация. Наибольшей
структурной завершенности первобытнообщинные
отношения достигают в период родового
строя, образуемого взаимодействием родовой
общины и рода. Основой производственных
отношений здесь служила общая собственность
на средства производства (орудия производства,
земля, а также жилище, хозяйственный инвентарь),
в пределах которой существовала и личная
собственность на оружие, предметы домашнего
обихода, одежду и т. п. Существующие в
условиях начальных ступеней технического
развития человечества, коллективных
форм собственности религиозно-магических
представлений первобытные отношения
вытесняются новыми социальными отношениями
в результате совершенствования орудий
труда, форм хозяйства, эволюции семейно-брачных
и других отношений.
Рабовладельческий строй — первое классовое
антагонистическое общество, возникшее
на развалинах первобытнообщинного строя.
Рабство, согласно марксизму, в тех или
иных масштабах и формах существовало
во всех странах и у всех народов. При рабовладельческом
строе Главной производительной силой
общества являются рабы, а господствующим
классом класс рабовладельцев, который
распадается на разные социальные группы
(землевладельцы, торговцы, ростовщики
и т.д.). Кроме этих двух основных классов
рабов и рабовладельцев — в рабовладельческом
обществе имеются промежуточные слои
свободного населения: мелкие собственники,
живущие своим трудом (ремесленники и
крестьяне), а также люмпен-пролетариат,
образовавшийся из разорившихся ремесленников
и крестьян. Основой господствующих производственных
отношений рабовладельческого общества
является частная собственность рабовладельца
на средства производства и рабов. С возникновением
рабовладельческого общества возникает
и развивается государство. С разложением
рабовладельческого строя классовая борьба
обостряется и рабовладельческая форма
эксплуатации сменяется другой — феодальной.
Феодализм (от лат. Feudum) представляет собой среднее
звено в смене формаций между рабовладельческим
строем и капитализмом. Возникает посредством
синтеза элементов разложения первобытнообщинных
и рабовладельческих отношений. Наблюдается
три типа этого синтеза: с преобладанием
первых, вторых или с равномерным их соотношением.
Экономический строй феодализма характеризуется
тем. что главное средство производства
— земля — находится в монопольной собственности
господствующего класса феодалов, а хозяйство
ведется силами мелких производителей
— крестьян. Политическое устройство
феодального общества на разных этапах
его развития различно: от мельчайшей
государственной раздробленности до весьма
централизованных абсолютистских монархий.
Поздний период феодализма (нисходящая
стадия его развития как системы) характеризуется,
согласно марксизму, зарождением в его
недрах мануфактурного производства —
зачатка капиталистических отношений
и времени назревания и свершения буржуазных
революций.
Капитализм — общественно-экономическая
формация, сменяющая феодализм. В основе
капитализма лежит частная собственность
на средства производства и эксплуатация
наемного труда. Главное противоречие
капитализма — между общественным характером
труда и частнокапиталистической формой
присвоения находит выражение, согласно
марксизму, в антагонизме между основными
классами капиталистического общества
—пролетариатом и буржуазией. Кульминационной
точкой классовой борьбы пролетариата
является социалистическая революция.
Социализм и коммунизм представляют собой
две фазы коммунистической формации: социализм
ее первая, или низшая, фаза: коммунизм
— высшая фаза. Согласно марксистскому
учению, в основе их различия лежит степень
экономической зрелости. Уже при социализме
отсутствуют частная собственность на
средства производства и эксплуатация
наемного труда. В этом отношении между
социализмом и коммунизмом различия нет.
Но при социализме общественная собственность
на средства производства существует
в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;
при коммунизме же должна быть единая
всенародная собственность. При социализме,
согласно марксизму, сохраняются, а при
коммунизме исчезают различия между рабочим
классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией,
а также между умственным и физическим
трудом, городом и деревней. На определенной
ступени развития коммунизма, согласно
марксистскому учению, полностью отомрут
политические и правовые учреждения, идеология,
государство в целом; коммунизм явится
высшей формой организации общества, которая
будет функционировать на основе высокоразвитых
производительных сиз, науки, техники,
культуры и общественного самоуправления.
Азиатский способ производства и прафеодализм.
К описанным формациям современные исследователи
предлагают добавить еще две: "азиатский
способ производства" и "прафеодализм".
Азиатский способ производства (термин
ввел К. Маркс) представляет собой сочетание
производительной активности сельских
общин и экономического вмешательства
государственной власти, которая одновременно
эксплуатирует общины и управляет ими,
т. е. государство является организатором
производства.
Разложение первобытного строя, по мнению
современных исследователей, никогда
не вело сразу к феодализму, т. с. к образованию
крупной частной собственности на землю
и закрепощению крестьянства. Существует
длительный, охватывающий столетия период,
в ходе которого знать выделяется в особую
группу, обеспечивает себе привилегии,
в том числе в области владения землей,
но крестьяне сохраняют как личную свободу,
так и собственность на землю. Этот период
называют прафеодализмом. И только в результате
изменения такого порядка вещей рождается
настоящий феодализм.
Что же касается рабовладельческого общества,
то несмотря на его всемирно-историческое
значение оно было скорее отклонением
от нормы, от магистрального пути развития
человечества, блестящим, но тупиковым
вариантом, который не "перешел" в
феодализм, а просто развалился. Рабовладельческий
строй как исключение существовал в основном
в античном мире.
Таким образом, по мнению современных
исследователей, общество, выходя из первобытнообщинного
строя (единого для всех формации), может
пойти по одному из трех практически равноправных
путей — рабовладельческому, феодальному
(через прафеодализм) или азиатскому. Конкретный
путь обусловлен не уровнем развития производительных
сил (он во всех случаях примерно одинаков),
а формой общины, которая, в свою очередь,
определяется прежде всего природными
факторами.
Слабым местом классической теории формаций,
с точки зрения современных исследователей,
является однолинейная конструкция: все
формации выстраиваются в единый ряд,
все народы "обязаны" проходить весь
путь от одной формации к другой. В действительности,
считают современные приверженцы этой
теории, эволюция была многолинейной,
многовариантной.
Производительные силы, по классической
марксистской теории формаций, стремятся
развиваться неограниченно, что дает основу
дтя всеобщего прогресса. В то же время
накоплено достаточно фактов, свидетельствующих
о том, что производительные силы вследствие
либо природных условий, либо социальных
факторов перестают развиваться или даже
поворачивают вспять. Сейчас уже не приходится
сомневаться, что перманентного прогресса
у всего человечества не было, что прогресс
— скорее счастливое исключение для наиболее
удачливых его частей.
Каждая система стремится укрепиться,
но нередко совершенствуется в сторону
исторического тупика. Это особенно относится
к азиатскому способу производства, который
имеет тенденцию неуклонно воспроизводиться
в течение столетий и тысячелетий, не переходя
во что-либо иное. Общество, попавшее в
эту историческую "ячейку", может
никогда из нее не выбраться. Вот почему
непрерывный прогресс характерен почти
исключительно для Европы, которая после
крушения крито-микенской цивилизации
развила частную собственность и частную
инициативу. Государство в Европе после
крито-микенской цивилизации никогда
уже не играло в экономике такой роли,
какую оно играло в странах Востока.
Что касается регресса, то его можно наблюдать
и у первобытных этносов, которые их более
удачливые соперники вытесняют в неблагоприятные
области обитания. При этом происходит
настоящий регресс, истинная деградация.
Таким образом, считают некоторые исследователи,
можно говорить о принципиальной непротиворечивости
формационного и цивизизационного подходов
к истории развития человечества.
Ш. Монтескье против К. Маркса. Главныму
К. Маркса, отмечает российский ученый
А. Янов, всегда было представление об
"экономической стихии", т. е. о некой
природной силе, воплощающей хаос, о "дьяволе"
истории, беспощадно и разрушительно управляющем
человеческим обществом, пока человек
не осознает, что он- раб стихии, не возьмет
в свои руки экономику и не научится управлять
ею. Из лого видения непосредственно вытекали
обобществление национальной экономики,
государственное ее планирование, замена
политической власти буржуазии властью
политической бюрократии и частной собственности
на средства производства государственной
собственностью.
В этом, по мнению большинства исследователей,
кроется основная причина ошибки К. Маркса.
Он просмотрел стихийную разрушительную
силу авторитаризма с его неустранимой
политической нестабильностью, с его постоянным
балансированием на грани тирании.
Главным же врагом "вочеловечения человека"
является не столько экономическая стихия,
как полагал К. Маркс, а отсутствие демократии
как необходимой и обязательной предпосылки
для установления гармонии с природой
и социальным процессом.
Несмотря на то, что развитие капиталистического производства в XVI в. оказывало большое влияние на хозяйственную жизнь западноевропейских стран Европы стран, оно, однако, давало меньшую часть всей продукции промышленности и сельского хозяйства. Большую часть общественной продукции продолжали производит те формы хозяйства, которые были свойственны только для феодального способа производства
Для того, чтобы смогло существовать капиталистическое производство, необходимы два условия: наличие массы неимущих, юридически свободных, лишенных средств производства и существования и вынужденных наниматься работать на капиталиста, накопление больших денежных богатств, необходимых для создания капиталистических предприятий.
Основой товарного производства феодального хозяйства Западной Европы, несмотря на сравнительно высокий уровень ее развития, продолжало оставаться индивидуально-семейное хозяйство крестьянина в деревне и ремесленника в городе. Средства произведши проведенный с их помощью товар принадлежал средства производителю. Существовало внеэкономическое принуждение в форме крепостного права и цеховых ограничеений. Поэтому первым шагом в деле первоначального накопления капитала стало юридическое освобождение личности крестьянина от крепостной зависимости и ремесленника - от цеховых уставов и принуждений.
Затем произошло принудительное лишение мелких товаропроизводителей средств производства и их превращение неимущих продавцов своей рабочей силы. История этого процесса, по замечанию К.Маркса, - записана в летопись человечества" мечом и огнем. Это была первая страница первоначального накопления капитала.
Второй страницей
Таким образом, под первоначальным накоплением капитала надо понимать исторический процесс отделения мелкого производителя от средств производства, принудительного лишения его частной собственности и превращения в неимущих продавцов своей рабочей силы.
Классический путь развития
капиталистического способа производства
— первоначальное накопление капитала,
простая капиталистическая
Экономическая история Англии
в данный период полна событий
исторического значения. Небольшое
островное королевство с
Экономическому развитию Англии в XVI в. содействовало то, что после великих географических открытий и перемещения мировых торговых путей со Средиземного моря в Атлантический океан она оказалась в центре мировых морских торговых путей. Относительной изоляции Англии от экономической жизни Европы был положен конец.
Вместе с тем хозяйственному подъему Англии в XVI в. способствовало и положение Европы, промышленность которой все более и более нуждалась в английской овечьей' шерсти. Англия уже не одно столетие являлась поставщиком этого ценного сырья для европейского сукноделия. Кроме того, репрессии герцога Альбы в Нидерландах, гугенотские войны во Франции, преследования лютеран в Германии обусловили в XVI в. массовую эмиграцию в Англию ремесленников, особенно мастеров сукноделия.
Однако главной причиной успехов капитализма в Англии в это время было то, что процесс первоначального накопления капитала проходил в ней более интенсивно, чем в других странах. Отделение мелкого производителя от его средств производства и превращение в неимущего продавца своей рабочей силы как исходный пункт становления капитализма происходило в разных западноевропейских странах в неодинаковой форме, в классической — только в Англии. Этот процесс начался в Англии в XV в. и закончился во второй половине XVIII в. вообще исчезновением крестьянства этой страны.
Земля в Англии в средневековье являлась феодальной собственностью и находилась в руках дворян, церкви и короны. Большая часть крестьян не владела правом собственности на землю. Только 20 % английских крестьян -фригольдеров, хотя и платили владельцу земли - лендлордам небольшую денежную ренту, могли свободно распоряжаться своими земельными наделами. 60 % всех крестьян Англии составляли копигольдеры, которые еще в XIV—XV вв. освободились от крепостной зависимости. Эта категория крестьян была только наследственным держателем земли, за пользование которой они должны были платить феодалу денежную ренту. Чтобы пользоваться наделом своего отца, наследник копигольдера платил специальную дань — файн, которую феодал увеличивал до невиданных размеров. Поэтому копигольдеры вынуждены были отказываться от своих земельных наделов и превращаться либо в лизгольдера — кратковременного арендатора кусочка земли на условиях лорда, либо в коттера — безземельного крестьянина, батрака и поденщика, либо в паупера — неимущего крестьянина, нищего и бродягу.