Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:02, контрольная работа
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов , которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сфер экономики являются следующие девять.
→ наблюдение и сбор фактов
→ эксперимент
→ моделирование
→ метод научных абстракций
→ анализ и синтез
→ системный подход
→ индукция и дедукция
→ исторический и логический методы
→ графический метод
Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение товаров – услуг, а также (3) конкуренцию.
Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек – на сырьё, топливо, энергию, рабочую силу; на покрытие транспортных, трансакционных и других затрат. Все расходы фирмы на приобретение необходимых ей материалов и услуг представляют собой издержки производства.
МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЫНКА
ОБЩИЕ, СРЕДНИЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ИЗДЕРЖЕК
Список литературы
МЕТОДЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Исследуя
хозяйственные процессы, экономическая
теория принимает ряд общенаучных методов
познания, то есть таких приемов , которые
используют и другие общественные и естественные
науки. Важнейшими из них для сфер экономики
являются следующие девять.
→ наблюдение и сбор фактов
→ эксперимент
→ моделирование
→метод научных абстракций
→ анализ и синтез
→ системный подход
→ индукция и дедукция
→ исторический и логический методы
→ графический
метод
Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятий.
В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.
Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. Modulus- мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющие, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.
Метод научных абстракций, или абстрагирование,- это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешевый и другие). Вот, к примеру, понятие товара – как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести все это к «общетоварному знаменателю»? как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зеленое?
Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечение от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлеченных понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – всё это живые примеры абстракций.
Методы
анализа и синтеза
предполагают изучение социально-экономических
явлений как по частям – это анализ,
так и в целом – синтез. Например, сопоставление
экономических показателей работы отдельных
шахт – это анализ, а определение общеотраслевых
результатов хозяйствования всей угольной
промышленности России – синтез.
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваюся как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем ( народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и так далее).
С методов
анализа и синтеза логически связано деление
экономической теории на микро- и макроэкономику,
которые предполагают два разных уровня
рассмотрения хозяйственных систем.
изучает
Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и прочее. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.
Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В тоже время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.
Индукция
и дедукция являют собой два противоположных,
но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частых (отдельных) фактов
к общему выводу – это индукция, или
обобщение. Оно позволяет нам, по выражению
Достоевского, «собрать свои мысли в точку».
А рассуждение в обратном направлении
(от общего положения к частным выводам)
называют дедукцией. Следовательно,
смысл индукции и дедукции вытекает из
самой этимологии этих слов. Так, факты
увеличения цен на молоко, хлеб, овощи
и прочее наводят на мысль о росте
дороговизны в стране (индукция). Из
общего положения о растущей стоимости
жизни можно вывести отдельные показатели
повышения потребительских цен по каждому
продукту (дедукция).
Индукция
(обобщение)
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е.оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономии в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и прочее) – подход логический.
Наконец,
весьма широкое применение в экономических
науках имеет графический
метод. Он отображает хозяйственные
процессы и явления с помощью различных
систем, таблиц графиков, диаграмм, обеспечивая
краткость, сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала. Так,
график зримо демонстрирует зависимость
тех или иных величин друг от друга, отражая,
скажем, связь между ценами на билеты и
числом театральных зрителей. Нетрудно
видеть, что здесь имеет место обратно
пропорциональная (или отрицательная)
связь: чем выше цены, тем меньше зрителей.
Это обусловливает нисходящий характер
кривой. В других случаях мы встретим прямо
пропорциональные (или положительные)
зависимости, которые на графике выглядят
уже восходящими линиями (например,
с ростом сбыта продукции доходы предприятия
тоже растут).
СУЩНОСТЬ
И МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
РЫНКА.
Рыночные
системы обладают особым внутренним механизмом
саморегулирования
производства и сбыта продукции. Этот
механизм включает три главных взаимосвязанных
фактора: (1) рыночные цены, (2) спрос и предложение
товаров – услуг, а также (3) конкуренцию.
Основные рыночные
факторы
Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактически цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров.
Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е.недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук. «Напарник» спроса – предложение – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Так, например, если производители телеприёмников готовы продавать их по цене 2000 д.е.и количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.
Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники – получить большую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Ещё более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, (а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; (б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, (в) привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).
Все эти
методы неценовой конкуренции призваны
обеспечить так называемую дифференциацию
продукта, то есть его видоизменение
и обновление (для разнообразия), а также
наделение товара «фирменными» чертами,
которые отличали бы его от аналогичного
продукта конкурента. Подобный выпуск
по существу одних и тех же товаров в многочисленных
вариантах значительно расширяет выбор
потребителей – в этом плюс товарной дифференциации.
Но есть и минус: трудно различить подлинные
и мнимые улучшения продукта, растут затраты
времени и нервов при покупках.