Экономические отношения России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Партнерство между Россией и Китаем является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела, когда в апреле 1996 г. правительство России приняло Совместную декларацию «Об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации» . В этом документе было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке.

Содержание

Введение 2
1. Из истории российско-китайских отношений. 6
2 . Росимпорт из КНР8
2.1. Техника в Россию15
2.1.1. Автомобили из Китая 18
3. Росэкспорт в КНР 21
3.1. Вооружение из России 24
3.2. Минсырье из России 26
3.3. Лес из России 30
4. Товарооборот с Россией 33
5. Туризм с РФ
6. Инвестиции с РФ38
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 45

Работа состоит из  1 файл

россия китай.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

     По  мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%

     Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2008 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 27 тыс. ед., что на 20% выше, чем в 2007 г. В первом полугодии 2009 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 16 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 3 тыс. ед. в год.

     Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков. В 2008 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи фронтальных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке - 19,0 тыс., в Европе - 18,0 тыс. ед.

     Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2008 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2007 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж.

     В этом десятилетии на китайском рынке  строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента.

     Среди факторов, которыми руководствуются  китайские потребители при покупке  строительной техники, все большее  значение приобретает цена, так как  правительство Китая ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция дорогая. Китайские компании предлагают дорожно-строительное оборудование, не уступающее по техническим характеристикам известным брендам, но их цены значительно ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию китайских компаний. Строительная техника китайских производителей уже довольно широко представлена в странах Юго-Восточной Азии, Западной Азии, Африки, Австралии, Южной Америки, Ближнего Востока.

     Все чаше фронтальные погрузчики, самосвалы, бульдозеры, автобетононасосы, краны, экскаваторы с надписью: made in china можно встретить и на российских строительных площадках. Причем в самых разных регионах страны.

     Залогом максимально эффективного использования плодов китайского "экономического чуда" на российских стройках является то, что продвижением китайской строительной техники занялись серьезные российские компании. Перехватив инициативу у многочисленных "серых" дилеров, пытающихся делать бизнес на продукции "третьего эшелона" (т. е. рассчитанной исключительно на внутрикитайское потребление), они сотрудничают напрямую с ведущими производителями, отбирая среди широчайшей гаммы оборудования наилучшим образом подходящее для российского потребителя, организуют его сертификацию, создают инфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России "европейский" сервис, оказывают информационную поддержку.

      1. Автомобили  из Китая3

     Ряды  автодилеров, торгующих китайской  продукцией, продолжают редеть. На прошлой неделе от «китайцев» открестился еще один автогигант российского рынка. Компания «Атлант-М» объявила о том, что приняла решение завершить поставки в Россию автомобилей китайского производства марок Brilliance, Changfeng, JMC, Shuanghuan. Еще ранее без «китайцев» остались «Элекс-Полюс» и «Инком-авто». Взять пальму первенства в китайском сегменте собирается компания Red Dragon, только что получившая эксклюзивное дистрибьюторство марки Geely. Однако договор с Geely поспел в неудачное время: в самый разгар финансового кризиса. При отсутствии цивилизованной дилерской сети развитие китайских марок в России сводится к нулю.           В течение всего года участники рынка с напряжением ожидали, что предпримет компания Red Dragon, входящая в состав группы «Рольф», в прошлом году объявившая себя дистрибьютором модели Geely MK. В свое время известие о том, что автогигант вслед за остальными подписался на «китайцев», было воспринято со скепсисом. Все это время «Рольф» добивался эксклюзивного дистрибьюторства Geely для своей «дочки», которое и получил лишь в сентябре. Соглашение вступило в силу 1 декабря 2009 года. Согласно ему, модельный ряд, который будет официально представлять Red Dragon, расширится до пяти моделей: к уже представленным на сегодняшний день в России моделям MK в кузове седан и Vision добавятся MK в кузове хэтчбек, новая модель класса А – EMO, а также новая модель B-класса. Договор предусматривает создание и развитие региональной дилерской сети, и осуществление гарантийного и сервисного обслуживания. Уже к концу этого года Red Dragon планировал продать не менее 10 000 автомобилей, хотя в первом полугодии 2009 г. было продано всего 1500 машин. В условиях финансового кризиса Red Dragon нашел в себе силы начать на днях соответствующую пиар-кампанию. Однако компании вряд ли удастся достичь запланированных показателей.

     В китайском сегменте сейчас все не так замечательно, как прогнозировали некоторые эксперты несколько лет назад. Продажи китайских автомобилей падают, сокращается и само предложение. О китайских марках, показанных год назад на Московском международном автосалоне – 2008 (Changan Auto, JAC Auto, Huanghai Auto, Tian Ma Auto, Haima Auto, Shanghai Maple Auto и др.), с тех пор ничего не слышно. У более или менее раскрученных марок типа Chery, Lifan, FAW, Hafei, Brilliance дела идут неважно.       Наиболее уверенно себя чувствуют здесь разве что внедорожники Great Wall под патронажем группы «Ирито». Так, Great Wall в очередной раз показал хороший прирост за девять месяцев 2009 года (81%), достаточно регулярно привозит новинки. Достойно представлена марка Geely, за которую дралось сразу три участника: «Элекс-Полюс» (Geely CK-1), «Инком-авто» (Geely Otaka) и «Рольф» (Geely MK).

     Как отмечают аналитики из «Автостата», серьезным препятствием для китайских автомобилей стало внедрение более жестких правил сертификации, которые не только в 3-4 раза – до $150 000 – увеличивают затраты на сертификацию, но и лишают шансов большинство автопроизводителей из Поднебесной на получение ОТТС в целом. А недавнее постановление правительства повысить ставку ввозной таможенной пошлины на готовые кузова в размере, равном 15% таможенной стоимости, но не менее 5000 евро за одну штуку, делает сборку китайских автомобилей в России абсолютно невыгодной.

     Крупные дилеры отказываются иметь дело с  китайцами, реально оценив стоимость  такого сотрудничества. Как сообщили в «Атлант-М», в задачи китайского проекта в России входили: оценка системы работы с поставщиком, анализ восприятия продукта рынком, сравнение темпов прироста «отдачи» от вложенного капитала по сравнению с другими инвестиционными проектами. В 2008-2009 гг. был проведен дополнительный анализ ключевых вопросов взаимодействия импортера и заводов-производителей: согласование поставок новых и наиболее востребованных моделей, оптимальных для текущих условий рынка цен, решение вопросов сертификации согласно действующим правилам «Евро-3», повышение качества автомобилей, особенности логистики, сроки поставок и прочие условия – и все это получило неудовлетворительную оценку.

     «Было выявлено, что продвижение китайских автомобилей на российском рынке потребует, не только времени, но и значительных финансовых вложений, – сказано в сообщении компании. – Что идет вразрез со стратегическими планами развития холдинга, связанными со строительством и покупкой новых автоцентров для продаж более приоритетных марок и марок, ранее уже входивших в портфель брендов холдинга. В соответствии с утвержденными планами развития холдинга «Атлант-М», стратегическими партнерами холдинга в России являются крупнейшие автомобильные концерны – General Motors, Volkswagen, Toyota, Ford».

     Неизвестно, удастся ли компании Red Dragon привить  россиянам вкус к китайским автомобилям. Все-таки опыт у компании, как и  финансовые ресурсы, очень серьезный. И все же время, выбранное для вывода нового бренда, не самое удачное в сегодняшней финансовой ситуации. «Рольф» уже жертвует своим основным дистрибьюторством Mitsubishi – сокращает планы поставок и снижает цены на модельный ряд.

     Не  будем забывать и о том, что  действия правительства РФ сегодня  полностью направлены на поддержку отечественных автопроизводителей, работающих в той же ценовой категории, что и китайцы, – поддерживать различные «китайские» проекты сегодня было бы просто неразумно. Возможно, в том числе и поэтому основные вазовские дилеры и отказались от сомнительного сотрудничества. Но «Рольф» к «вазовцам» никогда не принадлежал и технологии работы использует совершенно иные – что у него получится, посмотрим...

  1. Росэкспорт  в КНР

     В последнее время наблюдается  значительный рост экономики Китая, растет ее значение и влияние на экономики других стран. На сегодняшний день, в расчете на увеличение грузопотоков из Китая, разрабатываются новые транспортные маршруты – морем и по суше, через Монголию, Казахстан, Россию, создается дорожная инфраструктура, модернизируются порты Дальнего Востока и Калининграда.

     Благодаря дешевому труду совместно с освоением  передовых технологий Китай превратился  в «фабрику мира». На экспорт из Китая  уходит 35% ВВП, низкий платежеспособный внутренний спрос приводит к тому, что сейчас зависимость Китая от внешней торговли превышает 60%.

     В товарной структуре российского  экспорта в Китай усиливается  тенденция к увеличению удельного веса в нем сырьевых товаров и продукции первичного передела. Так, если в 2007 г. в структуре российского экспорта доля таких товарных групп как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды» составляла 84,2%, то в 2008 г. этот показатель составил 88,7%, а в 2009 году достиг 90,0%. 

     

     Рис.1 Стоимостная структура экспорта товаров из России в Китай в 2009 г., % 

     Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития  России4, составил в январе-феврале 2010 г. 39 млрд. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза.  Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. Цена на нефть марки Urals в феврале 2010 г. составила 42,4 долл. США за баррель.  К уровню февраля 2009 г. цена снизилась  в 2,2 раза, а по отношению к январю  2010 г – сократилась на 0,9 процента. 

     По  предварительной оценке  экспорт нефти в январе-феврале 2010 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в физическом выражении на 2,7%, природного газа – в 2,4 раза, каменного угля – на 22 процента.

     Экспорт товаров5 в январе 2010 года составил 17 млрд. долларов США и снизился  в 2,0 раза к январю 2009 года.

     В январе 2010 г. в структуре экспорта уменьшилась доля топливно-энергетических товаров на 5,8%. Доля сырьевых неэнергетических товаров увеличилась  на 3,5%, машин и оборудования – на 1,3 процента. 

     Экспорт топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с январем прошлого года в 2,2 раза (годом ранее вырос в 1,7 раза), сырьевых неэнергетических товаров – в 1,7 раза (+32,4%), машин и оборудования - на 32,1% (вырос в 1,6 раза), других товаров - на 30,7% (+45 процентов).

     В группе топливно-энергетических товаров  сократился экспорт нефти и нефтепродуктов соответственно в 2,2 раза и в 1,8 раза при снижении цен в 2,1 раза, газа природного – в 3 раза  при снижении физических объемов в 3,2 раза.

     Экспорт продукции химической промышленности снизился в стоимостном выражении на 31,9%, в том числе удобрений - на 6,4% (за счет уменьшения  физических объемов на 32,7%, несмотря на рост цен на 39,2 процента).

     Экспорт продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья уменьшился по стоимости на 19,9 процента. Сократился экспорт пшеницы в 2 раза в основном из-за снижения цен.

     На  сокращение стоимостных объемов экспорта металлов и изделий из них на 43,4% повлияло снижение экспорта черных металлов в 1.7 раза, меди – в 1,8 раза, никеля – в 3,7 раза.

     Несмотря  на сокращение объемов производства нефтепродуктов, каучука синтетического, фанеры клееной, целлюлозы древесной, автомобилей грузовых доля экспорта в совокупных объемах производства данной продукции увеличилась.

     Уменьшились доли экспорта в объемах производства нефти сырой, газа природного, угля каменного, лесоматериалов необработанных, бумаги газетной, легковых автомобилей.

     Наибольшую долю в экспорте российской продукции, поставляемой Китаю, составляет сырье: нефть, уголь, лес и т. п. Основными факторами роста экспорта были, во-первых, возрастающая потребность Китая в импорте сырьевых товаров, во-вторых, благоприятная ценовая конъюнктура.

Информация о работе Экономические отношения России и Китая