Экономические отношения России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Партнерство между Россией и Китаем является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела, когда в апреле 1996 г. правительство России приняло Совместную декларацию «Об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерации» . В этом документе было впервые официально заявлено о равноправном доверительном партнерстве, направленном на стратегическое взаимодействие в ХХI веке.

Содержание

Введение 2
1. Из истории российско-китайских отношений. 6
2 . Росимпорт из КНР8
2.1. Техника в Россию15
2.1.1. Автомобили из Китая 18
3. Росэкспорт в КНР 21
3.1. Вооружение из России 24
3.2. Минсырье из России 26
3.3. Лес из России 30
4. Товарооборот с Россией 33
5. Туризм с РФ
6. Инвестиции с РФ38
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 45

Работа состоит из  1 файл

россия китай.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

     Россия  понимает ситуацию, но не активно сопротивляется своему превращению в сырьевой придаток Китая.

    1. Вооружение из России6

     Последние годы ознаменовались тесным партнёрством России и Китая. Ярким проявлением  хорошего взаимодействия между двумя странами стали проведение национальных Года России в Китае и Года Китая в России, товарооборот двух стран год от года растёт, расширяются научно-техническая и культурная платформы. Но это всего лишь одна сторона медали - парадная. Другая сторона чревата серьёзными проблемами в не самом отдалённом будущем.  

     Китай начал активно продвигать на мировой  рынок аналоги российской техники. На днях, республика представила копию российской ЗРК С-300 под наименованием HQ-9 (FD-2001 в экспортном исполнении). За последнее время рекламные проспекты этого вооружения появились на двух крупных оборонных выставках - в южноафриканском Кейптауне и в пакистанском Карачи.

     Впервые информация о комплексе HQ-9 в экспортном исполнении с наименованием FD-2001 появилась ещё в 1998 году. Данные ЗРК уже стоят на вооружении китайской армии, однако фактов экспортных поставок этих комплексов пока не отмечено. По некоторым данным, в 2009 году Пекин уже предложил эту продукцию Турции, объявившей тендер на покупку систем противовоздушной обороны.

     Предполагается, что китайский аналог может конкурировать  по некоторым показателям с российской системой С-300 в экспортном исполнении. Одним из преимуществ этой продукции является невысокая цена. Тем не менее, техническое превосходство С-300 над китайским аналогом пока неоспоримо. Но растущая год от года активность китайцев по продвижению вооружений на экспорт заставляет задуматься. 

     Не  исключено, что из-за этих, пока неудачных, попыток по созданию аналогов  отечественных военной техники сорвались переговоры о продаже Китаю палубных истребителей Су-33. Как стало известно, Пекин хотел приобрести партии до 50 единиц Су-33, но ставил условием первоначальное приобретение двух истребителей - "в качестве образцов". Учитывая то, что Китай уже успел скопировать Су-27, выпуская его под индексом J-11, подобное развитие событий с более современной моделью Россию явно не устраивало.

     Да  и памятно, как в начале восьмидесятых КНР решила создать собственную версию лёгкого американского истребителя F-16. В конце 2003 года китайские авиастроители смогли приступить к мелкосерийному производству клона - машины J-10. Правда, по своим характеристикам китайский самолёт значительно уступал американской модели.

     Показательная история произошла и с советскими авианосцами. В конце 20 века Китай приобрёл у России и Украины три авианесущих крейсера - "Минск", "Киев" и "Варяг", списанные из состава ВМФ СССР. Китайская программа создания собственного авианосца стартовала в 1993 году, однако ни один авианосец Китаю построить пока не удалось. Оказавшись в Китае, "Минск" пошёл по рукам. После 18 месяцев ремонта, который обошёлся примерно в 45 млн долларов (куплен он был за 5 млн. долларов), корабль, превращённый в аттракцион под названием "Минск Уорлд", встал на якорь в бухте специальной экономической зоны Шэньчжэнь, недалеко от Гонконга. После двухлетней реконструкции "Киева" на судоверфи города Циньхуандао провинции Хэбэй (Северный Китай) советский авианосец отправился в Тяньцзинь, где стал главным экспонатом Парка военно-патриотического воспитания. "Варяг" - единственный из кораблей, который должен заступить на дежурство в 2011 году.

     Не  трудно догадаться, что до превращения  в центры развлечений "Киев» и "Минск" прошли через внимательные руки китайских военно-морских специалистов. Таким образом, Китай, не имея ни одного авианесущего корабля собственной конструкции, до последнего винтика узнал устройство авианесущих кораблей отечественного флота. И, возможно, история с ЗРК и самолётами повторится в новом виде.

     Активное бесплатное заимствование технологий давно стало одним из главных козырей китайской промышленности и в военной, и в гражданской сфере. И вряд ли КНР в обозримой перспективе откажется от этой политики.

     Россия  же по-прежнему занимает второе место  в мире по экспорту оружия. В 2009 году экспорт чуть превысил 8 млрд. долларов, из которых, по оценкам Центра анализа стратегий и технологий, авиатехника составила 50,4%. А общий портфель контрактных обязательств российских оружейников достиг 32 млрд. долларов. Но какими средствами! По данным издания "Совершенно секретно", Россия в последние годы массово стала списывать "оружейные" долги странам третьего мира в обмен на военные контракты. Так, например, был списан долг Афганистана в сумме 11,1 млрд. долларов, Ирака – на 12 млрд., Сирии – на 9,8 млрд., Алжира – на 4,737 млрд., Ливии – на 4,6 млрд., Анголы – на 5 млрд., Никарагуа – на 344 млн., Мозамбику – на 2 млрд., Эфиопии на 4,8 млрд., Вьетнама – на 8,5 млрд., Лаоса – на 882 млн., Монголии – на 11,1 млрд. В сумме долгов было списано на 75 млрд. долларов. А что будет, когда долги для списывания закончатся? - Россия может остаться без военных контрактов, а её место может занять Китай.

    1. Минсырье  из России7

      Москва - Курс рубля падает, производство нефти снижается, зарубежный капитал исчезает, валютные резервы истощаются. В краткосрочной перспективе, Кремль пытается совладать с самым суровым экономическим кризисом за последнее десятилетие.

     Однако  в долгосрочной перспективе, кажется, что Кремль точно знает, чего хочет. И начиная с разрезания ленточки и росчерком пера на прошлой неделе, Россия объявила о своих намерениях начать крупную перестановку в международной энергетической политике.  

     Россия  запустила свой первый завод по производству сжиженного газа на тихоокеанском острове Сахалин, первом в своем роде предприятии по транспортировке российского газа заграницу. А в Пекине представители России и Китая подписали крупный долгосрочный контракт на поставку нефти по ответвлению от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО). В Китай предполагается поставлять до 30 миллионов тонн в год. Причем компания «Транснефть» уже передала китайской стороне документы по ответвлению нефтепровода от нефтеперекачивающей станции «Сковородино» на ВСТО до российско-китайской границы. Известно, что КНР профинансировала проектирование этого ответвления, заплатив 32 миллиона долларов.

     Одним ударом Россия заполучила два огромных рынка сбыта энергоресурсов, транспортируя природный газ для Японии и еще больше нефти для Китая. Самые крупные экономики Восточной Азии стали еще больше зависеть от российских ресурсов. Российская экономика, основанная на продаже нефти, получила долгосрочную перспективу развития. Российская попытка создать газовый картель в стиле ОПЕК получила небольшой толчок вперед.

     А в Европе получили предупреждение о  том, что если им не нравятся условия  поставки российского газа на континент, Москва может обратиться к своим  новым покупателям.

     Это свидетельствует о том, что хотя экономика страны и находится  в упадке, Кремль действует в расчете на долгосрочную перспективу.

     «Это  только первый шаг в стратегии  изменения экспортных поставок нефти  и газа Россией, но это очень важный шаг», заявила российский аналитик в области энергетики из Французского национального центра научных исследований Катрин Локателли.

     Договор, подписанный 17 февраля в Пекине, связывает крупнейшего в мире производителя нефти и газа - Россию – с Китаем, который скоро станет крупнейшим в мире потребителем нефти  и газа.

     Согласно  соглашению стоимостью 25 миллиардов долларов США, Китай и ее энергетически голодная экономика получает постоянные поставки нефти в течение 20 лет, а Россия получает крупный новый экспортный нефтепровод для своих обширных, неиспользованных сибирских нефтяных запасов. Однако о цене на поставки нефти объявлено не было.

     В свою очередь, Москва получила кредиты  для «Роснефти» и «Транснефти» - двух безденежных государственных компаний, являющихся ключевыми в планах Кремля.

     «Это  пример естественных эволюционных отношений  между Россией и Китаем», - заявил глава исследовательского московского центра «Ренессанс Капитал» Роланд Нэш. «Они должны иметь долгосрочные, симбиозные отношения».

     На  следующий день президент Дмитрий  Медведев присоединился к премьер-министру Японии Таро Асо на церемонии открытия первого российского завода по производству сжиженного природного газа на тихоокеанском острове Сахалин.

     Ожидается, что в этом году на заводе будет  произведено 4,5 миллионов тонн сжиженного газа. Когда в 2011 году завод достигнет полной производственной мощности в 10 миллионов тонн газа, на нем будет производиться до 5% от общемировой доли сжиженного газа. Большая часть газа поставляется в Японию, которая уже является самым крупным импортером сжиженного газа в мире.

     Это значит, что вместо того, чтобы добиваться формального подписания мирного договора после  Второй Мировой Войны и возвращения нескольких островов, захваченных советскими войсками во время войны, вторая по величине мировая экономика просто еще больше привязала себя к стране, которая закрывает краны в политически щепетильных ситуациях.

     Это также означает, что Россия стоит  на пути превращения в самого крупного игрока на международном рынке сжиженного газа, рынке, которым будет намного  легче управлять, чем газопроводами.

     Это происходит потому, что сжиженный газ, как и нефть, - это гибкий товар, который намного легче перевозить на длинные расстояния. Тем временем, газ, доставляемый по газопроводам, обычно продается в рамках долгосрочных контрактов, а транспортировка ограничена пределами газопроводных сетей.

     Недавнее  стремление Москвы по созданию газового картеля наподобие ОПЕК, а также  планы «Газпрома» по получению 20% доли рынка сжиженного газа в следующие 20 лет, ясно свидетельствую о том, что  Россия не намерена быть пассивным  игроком на рынках природного, сжиженного газа и еще где-нибудь.

     «Это  веха, прорыв для политики российского  правительства», заявил аналитик в вопросах нефти и газа компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.

     Но  подготовка к событиям, произошедшим на прошлой неделе, длилась годами, и скорее всего, тот факт, что эти события произошли с разницей в один день, - это просто совпадение. Но в результате всего за два дня Россия продвинулась далеко вперед в своей долгосрочной энергетической стратегии.

     Этот  шаг также вызывает беспокойство в Европе, уже напуганной позицией России, являющейся главным энергетическим поставщиком на континенте. Ее также тревожат нерегулярные прекращения поставок энергии Россией. В конечном счете, увеличение поставок газа и нефти в Китай и Японию может означать уменьшение поставок нефти и газа в Европу.

     На  Сахалине господин Медведев заявил: «Россия  имеет моральное право, а также  правовую способность, и главным  образом, практическую способность  отстаивать свою позицию во всех крупных  мировых энергетических процессах».

    1. Лес из России8

     Лес – это богатство нашей страны. Это один из важнейших возобновляемых природных ресурсов, который играет средообразующие и средозащитные функции. Запасы леса в России составляют примерно 82 млрд. кубометров, а это более четверти всех мировых запасов. Имея такие огромные запасы, мы можем обеспечивать не только внутренние потребности в древесине, но и расширять экспорт лесных товаров.

     Допустимый  ежегодный объем изъятия древесины  составляет 635 млн. кубических метров, в то время как сегодня реально заготавливается не более 187 млн. кубометров, а это в два раза ниже уровня 1990 года.

     Если  мы посмотрим на структуру экспорта леса, то увидим явное преобладание так называемого "кругляка", то есть не переработанного леса. А потом мы импортируем товары конечной переработки из нашего же леса. Возьмем, к примеру, нашего ближайшего соседа – Китай. Доля экспорта круглых лесоматериалов из России в Китай в прошлом году составила 74%. А импорт фанеры, ДСП из Китая – 69%.

     Фактически, на нашем лесе выросли целые города в Китае, за Амуром. Но Россия может и должна обрабатывать лес на своей территории и вывозить за рубеж товары глубокой переработки.

     Лесопромышленники требуют снижения экспортных пошлин на лес. Но если это требование будет  выполнено, то это будет способствовать лишь увеличению вывоза круглого леса и легкой прибыли для предприятий лесной отрасли. А мы, подчеркиваю, ставим своей целью стимулирование обработки леса здесь и вывоз уже готовых товаров.

Информация о работе Экономические отношения России и Китая