Экономические системы и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:18, доклад

Описание

Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

доклад по экономике.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Рыночная экономика  свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система  сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами  этой экономической системы являлись:

  1. частная собственность на экономические ресурсы;
  2. свобода предпринимательства и выбора;
  3. личный интерес как главный мотив поведения;
  4. конкуренция, которая предусматривает: 

-наличие на рынке большого числа независимых друг от друга покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; - свобода покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки или покидать их;

  1. абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
  2. абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.; осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможного без информации;
  3. абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
  4. ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  5. цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
  6. отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Характеристика теоретических  моделей традиционной , рыночной и  командно – административной систем.

 

Традиционная  экономическая система

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

 Модель кругооборота  административно-командной системы 

 

 

 Кругооборот осуществляется между тремя субъектами командной экономики: государством, производителями и потребителями при посредничестве так называемого псевдорынка предметов потребления и "черного" рынка. На первом рынке представлены государство и потребители, на втором - производители и потребители.

Единственным собственником  всех ресурсов (включая частично и  ресурс работы труда) является государство. Оно обеспечивает производителей средствами производства путем их прямого распределения. Производители создают продукт, который является собственностью государства. На этом завершается первый (малый) круг кругооборота плановой экономики.

Часть полученного от производителей продукта (предметы личного  потребления и некоторые услуги) государство поставляет  на псевдорынок  предметов потребления. Псевдорынком он является потому, что объемы и структуру производства здесь определяют не покупатели и продавцы, цены формируются не под влиянием воздействием спроса и предложения, а определяются центральными планирующими органами. Товары и услуги получают потребители, которые (в пределах собственной экономической свободы) отдают свой труд государству. Государство возмещает потребителям затраты на воспроизведение рабочей силы в форме централизованно определенной заработной платы и бесплатных услуг в образовании, здравоохранении, жилье. Денежные доходы потребителей используются на приобретение предметов потребления и присваиваются государством как доходы от реализации. Этим завершается второй круг кругооборота.

Постоянными спутниками командной экономики является дефицит продуктов, то есть недовольные нужды, с одной стороны, и неиспользованные ресурсы из-за невозможности достичь рациональности при централизованном распределении – с другой. Именно эти факторы порождают так называемый "черный", то есть нелегальный, не признанный государством, рынок.

Продукция "черного" рынка создается трудом рабочих  в рабочее или внерабочее время  на оборудовании государственных предприятий  из материалов, скрытых от государственного учета. Производители получают неучтенные государством доходы, потребители - нужны им товары. Этим завершается третий круг кругооборота.

2. Модель кругооборота  рыночной экономики свободной  конкуренции 

      

 

 В рыночной экономике  домашние хозяйства есть особенным  объектом, они не только получают  и тратят доходы, но  и есть  собственниками и поставщиками  всех ресурсов: земли, труда, капитала, способности к предпринимательству,  информации.

Понятие "домашнее хозяйство" близко к понятию "семейное хозяйство" в обычном для нас понимании: люди, связанные родственными связями, имеют общие доходы и совместно их используют.

Кругооборот начинается с домашних хозяйств как собственников  ресурсов, которые поставляют на рынок ресурсов труд, землю, капитал и предпринимательские способности. Ресурсы приходят к предприятиям, которые, распределив и соединив их определенным образом, создают вещи и услуги. Последние, оказавшись на рынке продуктов, покупаются домохозяйствами. Этим завершается первый (на нашей схеме - внутренний) круг кругооборота рыночной экономики.

Второй круг кругооборота начинается с предприятий. Предприятия, осуществляя производственные затраты, выступают на рынке ресурсов как  покупатели. Покупая эти ресурсы у домохозяйств, они платят им доходы: заработную плату, ренту, процент и прибыль. Домохозяйства, получив доходы, осуществляют потребительские затраты на рынке продуктов, покупают товары и услуги. Предприятия, которые эти товары и услуги реализуют, присваивают доходы (выручку от реализации).

Как предприятия, так  и домашние хозяйства берут участие  в рынке как самостоятельные  и независимые субъекты, которые  имеют собственные интересы, а  также одновременно выступают в  роли покупателей и продавцов.

В рыночной экономике  государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить  отдельный индивид. Такими функциями  являются организация общественного  порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии.

Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми  предшествовавшими рыночная система  оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться  к изменяющимся внутренним и внешним  условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.

Модель кругооборота смешанной экономики

 

Основными чертами рыночной экономики являются:

1. многообразие форм  собственности, среди которых  по-прежнему ведущее место занимает  частная собственность в различных  ее видах (от трудовой индивидуальной  до крупной, корпоративной);

2. развертывание научно-технической  революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3. специализация;

4. более активное воздействие  государства на развитие национальной  экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике  существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает  как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения  созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов  как крупными компаниями, так и государством для вложений в  развитие «человеческого фактора».

Модели в  рамках систем

Современной рыночной системе  также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки собственной модели развития страны. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

 Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень  жизни за счет различных льгот  и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной  на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась  на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется  определенным отставанием  уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет  много общего с японской. Это, в  частности, относится к особенностям психологического склада населения  страны, его высокому трудолюбию и  ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

В то же время, как показал  конец 90-х гг., у южнокорейской  и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

 

Литература

 

  1. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц.  Булатова А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Изд. «Бек».
  2. Экономика: Учебник / Под. Ред. Липсиц И.В. книга 1, 2-е издание. Изд. “Вита - Пресс”. 2007 г.
  3. Герасимов В.Г. Экономическая система: генезис, структура, развитие науки.- М.,2008г.
  4. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. Для вузов. - М.: Высш. шк., 2007.- 447с.

Информация о работе Экономические системы и их виды