Экономические учения Древнего Китая. Экономические учения Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.

Содержание

Введение 3
Предпосылки и проблемы экономической мысли
Древнего Востока 6
2. Экономические учения Древнего Китая 8
3. Экономические учения Древней Индии 13
Заключение 18
Список литературных источников 21

Работа состоит из  1 файл

История экономич учений1.docx

— 56.02 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История экономических учений

На тему: Экономические учения Древнего Китая.

Экономические учения Древней  Индии.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                       3

  1. Предпосылки и проблемы экономической мысли        

Древнего Востока                                                              6

2.  Экономические учения Древнего Китая                    8                                                                           

3. Экономические учения Древней Индии                     13          

Заключение                                                                                  18

Список литературных источников                                            21

 

Введение

 

Развитие хозяйства с  глубокой  древности сопровождалось стремлением объяснить явления  и формы экономической деятельности, дать картину экономической реальности.

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной  картины - экономической теории  -  обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок  -  единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В  рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.

Во-вторых, рыночное хозяйство  обладает таким свойством, как экономическая динамика, стремлением к расширению. В такой ситуации картина экономической реальности приобретает еще большее значение, она должна помочь в прогнозировании экономической конъюнктуры. Экономическая теория становится необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической политики государства.

Предметом истории экономических  учений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях.

Этапы развития экономических  теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими  в обществе экономическими    воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период противоречий  в теории, упадок, смена.

 

Источники развития экономических  идей:

1. Объективные потребности  хозяйственной жизни.

2. Социально-классовые конфликты  и противоречия.

3. Противоречия в развитии  самой теории.

Критерий научности теории - адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории: объяснительная и  прогностическая.

Профессор императорского московского  университета Чупров в 1892 году писал: "Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшественников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания, на долю строителя, редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не слагаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией, или компромиссом".[5, стр. 10]

С появлением первых государственных  образований и зарождением различных  форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор  и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в древнем мире? Какими аргументами  на протяжений с IV тысячелетия до нашей  эры и до первых столетий I тысячелетия  нашего времяисчисления в странах  Древнего Востока и античного  рабства поддерживалась система  рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных  отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы  могут быть сведены к следующему:

    1. выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;
    2. доказательства идеологов древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной  и полной характеристики эволюции экономической  мысли древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.[1, стр. 48-49]

 

 

1. Предпосылки и проблемы экономической мысли

Древнего Востока

 

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует  искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают  прочные  людские поселения.

Совершенствуются методы агрикультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные  системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит  к  возникновению рабства.

Существует две возможности  превращения человека в раба:

1) порабощение неоплатных  должников;

2) порабощение военнопленных.

Рабство нуждается в политических гарантиях (рабы - взрывоопасная собственность). Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы- это выходит за рамки общины и даже племенных союзов --> государство. Таким образом, страны Древнего Востока очень  рано

пережили экономический  подъем, процесс политического объединения  и культурный расцвет.

Все это и послужило  основой раннего  развития экономической  мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства  и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя  Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины (рабство - лишь экономический уклад). Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).

Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и  попытки ее решения. Об этом свидетельствуют  "Речения  Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.

Расширение долгового  рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько раз).

С момента появления государства  оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды  контролировалось фараоном, государем  или царем, попытка объявить властелина собственником всей земли после общинного землепользования), выражает  система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые  в  истории  экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства  в экономическую жизнь страны.

Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным,  но уже получила значительное развитие торговля (когда  возникает торговля, тогда производство  становится товарным). Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе  натурального и товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые  стояли перед ранней экономической  мыслью Древнего Востока:

- рабство;

- община;

- государство;

- натуральное и товарное  производство.

 

  1. Экономические учения Древнего Китая

 

Своеобразие древнекитайской  экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция и  его сборником «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV –III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Книга "Лунь Юй" (6 в. до н.э.) в основном состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал  традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. 
Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет. Правили эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.

Зарождение великих китайских  учений относится к концу 6-5 вв. до н.э., когда на смену Чжоуской правящей династии, на смену золотого века в истории Китая приходят смута и хаос. В то время был нарушен один из главных принципов государства: "Кто богат – тот знатен". Используя появившееся несколькими веками ранее железо, люди, не обладавшие знатностью, богатели за счет обработки новых земель. Все это привело к нарушению гармонии общественных отношений и, соответственно, к новым междоусобицам.

В результате кровопролитных войн выделилось 7 "сильнейших царств": Чу,Ци, Чжао, Хань, Вей, Ян и Цинь. Многие государства оказались поглощены сильными соседями. Так, царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.

Большое место в истории  общественной мысли древнего Китая  занимает конфуцианство — учение, созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившим в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция систематизированы одним из его последователей  Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую мысль Китая. В экономике страны в бытность  Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций одним из первых создал учение о естественном  праве, на котором базировалась его философская  и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит  божественное начало. Оно определяет судьбу человека и  общественный порядок. Деление общества  на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами  и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция  нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование  в этих целях традиционных форм и  обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что  только образованный правитель, являясь  «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. [2, стр. 50-51]

Информация о работе Экономические учения Древнего Китая. Экономические учения Древней Индии