Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:08, реферат
Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.
Введение 3
Предпосылки и проблемы экономической мысли
Древнего Востока 6
2. Экономические учения Древнего Китая 8
3. Экономические учения Древней Индии 13
Заключение 18
Список литературных источников 21
Трактат "Артхашастра"
дает представление о том, как индийская
экономическая мысль трактовала основные
вопросы социально-экономических отношений,
хозяйственной жизни типичного для стран
Древнего Востока раннерабовладельческого
общества.[3, стр.7-9]
Заключение
Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, - подчеркивал Ф.Энгельс, - как бы сильно не влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются в конечном счете се же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».
Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в экономике, а оказывают на них определенное воздействие, способствуя общественному развитию, ускоряя или, наоборот, замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции, явились основой государственных экономических программ.
Экономические учения исследуются в динамике в процессе исторического развития. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического прошлого способствует пониманию истоков настоящего. [1, стр.5-7]
Наиболее зрелой в истории
Древнего Востока оказалась
В Древнем Китае крупным мыслителем был Конфуций (551-479 до н. э.). Он защищал рабовладельческий строй, который, по его мнению, не противоречит прошлому строю, подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны — он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать налоги и поборы, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междоусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.
Идеология конфуцианства отрицала учение Мо-дзы (Мо Ди), выражающее интересы угнетенных масс. Это учение признает природное равенство всех людей, выступает против сословности, угнетения родовой знатью и городскими богачами крестьян и ремесленников. [2, стр. 14]
Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. [3, стр. 6]
В мозаике экономических представлений, которые находим в документах, хрониках, трактатах китайских мыслителей древности, отражены особенности быта и жизни, специфика социально-экономического и культурного развития страны, системы налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики.
По словам Й. Шумпетера, в Древнем Китае «мы обнаруживаем высокоразвитое общественное управление, повседневно занимающееся аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в дошедшей до нас китайской классической литературе». [1, стр. 30-32]
В Древней Индии важнейшим памятником экономической мысли является «Артхашастры» («Наука о пользе», между IV—III вв. до н. э.), в которой рабство считается уделом низшего сословия, содержится призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс государственного бюджета. Составитель «Артхашастра» Каутилья отличал рыночную цену от стоимости, прибыль включал в цену товара в качестве «прочих» издержек производства. В «Артхашастре» изложена программа царской экономической политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством. [2, стр. 14]
"Законы Ману" - это
свод предписаний,
Список используемой литературы
Информация о работе Экономические учения Древнего Китая. Экономические учения Древней Индии