Экономические учения Древнего Китая. Экономические учения Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:08, реферат

Описание

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической науки.

Содержание

Введение 3
Предпосылки и проблемы экономической мысли
Древнего Востока 6
2. Экономические учения Древнего Китая 8
3. Экономические учения Древней Индии 13
Заключение 18
Список литературных источников 21

Работа состоит из  1 файл

История экономич учений1.docx

— 56.02 Кб (Скачать документ)

Трактат "Артхашастра" дает представление о том, как индийская экономическая мысль трактовала основные вопросы социально-экономических отношений, хозяйственной жизни типичного для стран Древнего Востока раннерабовладельческого общества.[3, стр.7-9] 

Заключение

Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. «Экономические условия, - подчеркивал  Ф.Энгельс, - как бы сильно не влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются в конечном счете се же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию».

Связь экономических учений с экономикой общества наиболее непосредственная. Роль их в общественном развитии весьма велика. Экономические учения не пассивно отражают процессы, совершающиеся в  экономике, а оказывают на них  определенное воздействие, способствуя  общественному развитию, ускоряя  или, наоборот, замедляя его. Общеизвестно, что многие концепции, явились основой государственных экономических программ.

Экономические учения исследуются  в динамике в процессе исторического  развития. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется не ради изучения самого исторического процесса. Познание исторического  прошлого способствует пониманию истоков  настоящего. [1, стр.5-7]

Наиболее зрелой в истории  Древнего Востока оказалась экономическая  мысль Китая. Он оказался родиной  многих  кономических  идей. Экономические противоречия достигали в Китае большой остроты, что приводили к целому  ряду реформ и даже политических переворотов. Основные проблемы экономической мысли: вмешательство государства в экономическую жизнь (чрезмерное),проблема государственных монополий, проблему взаимоотношений рабства  и общины, вопросы финансовой политики, торговли.

В Древнем Китае крупным  мыслителем был Конфуций (551-479 до н. э.). Он защищал рабовладельческий  строй, который, по его мнению, не противоречит прошлому строю, подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны —  он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать  налоги и поборы, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междоусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.

Идеология конфуцианства  отрицала учение Мо-дзы (Мо Ди), выражающее интересы угнетенных масс. Это учение признает природное равенство всех людей, выступает против сословности, угнетения родовой знатью и городскими богачами крестьян и ремесленников. [2, стр. 14]

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в  Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. [3, стр. 6]

В мозаике экономических  представлений, которые находим  в документах, хрониках, трактатах  китайских мыслителей древности, отражены особенности быта и жизни, специфика  социально-экономического и культурного  развития страны, системы налогового обложения, организация общественных работ, методы денежной политики.

По словам Й. Шумпетера, в Древнем Китае «мы обнаруживаем высокоразвитое общественное управление, повседневно занимающееся аграрными, коммерческими и финансовыми вопросами. Эти вопросы затрагиваются в основном с этических позиций в дошедшей до нас китайской классической литературе». [1, стр. 30-32]

В Древней Индии важнейшим  памятником экономической мысли  является «Артхашастры» («Наука о пользе», между IV—III вв. до н. э.), в которой рабство считается уделом низшего сословия, содержится призыв к царю развивать производительные силы, регулировать цены на товары, соблюдать активный баланс государственного бюджета. Составитель «Артхашастра» Каутилья отличал рыночную цену от стоимости, прибыль включал в цену товара в качестве «прочих» издержек производства. В «Артхашастре» изложена программа царской экономической политики, которая рассматривается как часть науки об управлении государством. [2, стр. 14]

"Законы Ману" - это  свод предписаний, ниспосланных  людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба (даса), закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004- 456 с. (8)

 

  1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд.-СПб.: Питер, 2009- 448с: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). (5)

 

  1. Титова  Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 288с. (6,1)

 

  1. Толмачева Р.П. Экономическая история: генезис рыночной экономики: Учебник. – Мю: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 604с. (3)

 

  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с. – (Серия «Высшее образование»). (7,2)

Информация о работе Экономические учения Древнего Китая. Экономические учения Древней Индии