Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является экономические интересы: единство, противоречия и сочетание на различных народнохозяйственных уровнях.
Введение.
1. Понятие экономического интереса и его сущность.
1. История экономического интереса.
2. Понятие и сущность экономического интереса.
3. Типы, формы и виды общественных хозяйств.
2. Экономический интерес на различных народнохозяйственных уровнях в Республике Казахстан.
2.1 Противоречия экономических интересов в процессе взаимодействия и пути их согласование.
2.2 Единство экономических интересов на различных народнохозяйственных уровнях.
2.3 Сочетание экономических интересов на различных народнохозяйственных уровнях.
3. Экономический интерес в различных народнохозяйственных уровнях
3.1 Экономический интерес в различных народнохозяйственных уровнях
3.2 Виды экономических интересов
Заключение.
Список использованной литературы.
Обостряются противоречия и между интересами непосредственных
товаропроизводителей, с одной стороны, и интересами краевых, областных или
городских властей, с другой. Наиболее опасна антирыночная практика
установления «прямых хозяйственных связей между отдельными регионами»,
когда субъектами экономических отношений вместо свободного товаропроизводителя становятся местные администрации, регламентирующие
что, сколько
и куда ввозить и вывозить. У
местных властей появилась
возможность прямого воздействия на условия и результаты предпринимательства.
Последние годы, прошедшие под лозунгом децентрализации управления, были периодом усиления возможностей местных властей по регулированию
хозяйственной деятельности. Хозяйственный руководитель и предприниматель,
частично освободившись от диктата «центра», все более подпадает под диктат
«места» - области, края, города. Более того, все предприятия, организации,
учреждения, независимо от подчиненности и формы собственности, обязаны
согласовывать с местными властями любые мероприятия, которые могут
привести к экологическим, демографическим и иным последствиям,
затрагивающим интересы населения территории. Создание или преобразование
экономических и социальных объектов на соответствующей территории
допускается только с согласия местных властей. Именно эти власти выдают
разрешения, накладывают запреты на деятельность хозяйствующих субъектов,
расположенных на их территории. Нетрудно видеть, что под формулы «создания или преобразования» и «затрагивания интересов населения территории» при желании можно подвести любое хозяйственное действие, каждую предпринимательскую акцию.
Непременным и важнейшим условием перехода от авторитарных к
демократическим формам управления является демократизация собственности.
Управление - это властные отношения, и характер этих отношений определяется характером отношений собственности: собственник - всегда монополист на управление в рамках своей собственности. В формулировках принципов самоуправления отразилась заложенная в основу Закона о госпредприятии концепция постепенного реформирования хозяйственного механизма и, в частности, наделения коллектива предприятия правом распоряжения и использования собственности, остающейся в руках государства. Но как раз здесь и заложено противоречие, которое не могло не привести к фактической профанации производственного самоуправления.
Если собственность государственная (не важно, какого уровня - республиканского, местного) или общественной организации, то
соответствующий
государственный или
назначает управляющих. А коллектив при этом - по-прежнему всего лишь
организованная совокупность наемных работников, частично допускаемая по
воле собственника к управлению. Пока интересы и мнения собственника и
коллектива совпадают, собственник ведет себя вполне демократично и не мешает коллективу управлять (т.е. распоряжаться и пользоваться) этой собственностью, утверждая принятые коллективом решения и наблюдения за его деятельностью.
Но как только интересы сталкиваются (например, государство требует
производить
убыточную для предприятия
При господстве государственной собственности, когда административно-
командные методы продолжают действовать в экономике, стимулы к развитию
производственной демократии резко ослаблены: руководители не спешат
расставаться со своей административной властью и с необходимой для ее
осуществления информацией, а рабочие и специалисты не торопятся получить
доступ к этой информации и активно участвовать в выработке основных для
жизни коллектива решений. Да и сама область возможного проявления
демократических начал в управлении пока мало затрагивает собственно вопросы производства и экономики, ассоциируясь для большинства исключительно с взаимодействия форм собственности социальными вопросами (оплата труда, жилье и т.д.). В настоящих условиях еще не сложилась структура рыночных интересов субъектов хозяйствования.
Медленные процессы образования новых форм хозяйствования обусловлены не
только противодействием старых структур, но и естественным консерватизмом
трудовых
коллективов государственных
правило, и преобладают краткосрочные интересы, связанные лишь с уровнем
оплаты труда, получением дополнительных благ безотносительно к серьезной
мотивации конечных результатов деятельности предприятия.
Создание механизма побуждения к деятельности - одна из главных задач
экономической реформы. Формы собственности сами по себе не будут
стимулировать рост эффективности производства. В этом процессе сам работник должен решать, оставаться ли собственником только своей рабочей силы или стать собственником других экономических объектов. Ведь динамизм и адаптивность капиталистического хозяйствования обеспечиваются не
собственностью как таковой, объединенной с трудом или противостоящей ему, а феноменом предпринимательства. Предпринимательство и собственность не
обязательно совмещаются. Собственник средств производства не всегда
выступает
в роли непосредственного и
производства и тем, кто реально их использует в процессе труда, возникает целая вереница хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет свой
экономический интерес, стремится получить свой доход.
Разгосударствленная собственность, таким образом, выдвигает нового
субъекта экономического, предпринимательского интереса, сферу же реализации подобных интересов образует рынок, ориентирующий на поиск новых возможностей, на риск, инновацию, заботу о долгосрочном устойчивом
положении.
Использование интересов в качестве движущей силы экономического
развития может быть более эффективным при условии приведения
организационно-экономических структур народного хозяйства и структуры
управления
в соответствие с реальной системой
общества. Это позволит учесть и всю
совокупность противоречий интересов,
будет способствовать устранению накопившихся
в нашем обществе деформаций.[25]
2.2 Единство экономических
Рассмотрим
пример единства экономического интереса.
Государство решает построить завод
по производству материальных благ (товаров
первой или не первой необходимости).
Открыв данный завод, государство получает
доход в виде акцизов, денежной выручки
от продажи, снижает уровень безработицы,
от этого получает доход население,
а отсюда идет рост благосостояния
населения и его уровень жизни.
Также государство получает от этого
завода выгоду в виде снижения роста
инфляции, так как инфляция зависит
от уровня производства в стране. Доходы
государства позволяют увеличить
уровень валового внутреннего продукта
(ВВП), уровень валового национального
продукта (ВНП) на душу населения (Казахстан
занимает 90 место в мире по уровню
ВНП), а также государство получит доход
в бюджет в виде налоговых платежей от
заработной платы работников предприятия,
корпоративный подоходный налог (20% от
дохода) и прочие налоги(налог на землю,
налог на имущество, налоги за коммунальные
услуги, налог на электричество и другие).
Предприниматель получает в свою очередь
конкурента, позволит ему совершенствовать
свою продукцию, либо поставщика для производства
своей продукции и дальнейшим расширением
производства. Люди же получат в свою очередь
доход, получит более качественные товары,
услуги и работы, а также увеличат свое
благосостояние.
2.3 Сочетание экономических
Выделяя
и обосновывая путем анализа
составляющие элементы экономических
интересов в процессе их взаимодействия,
можно определить причины рождения
нового качества экономических интересов
и выявить характеристику сущностных
взаимосвязей внутреннего системного
устройства экономических интересов
и их влияние на общеэкономические
процессы. Исследуя взаимовлияние экономических
интересов и элементов
Пока нет общего определения экономического интереса. Так, одни экономисты рассматривают интерес как субъективную категорию, состояние сознания, направленность мыслей и внимания, обусловленные в конечном счете экономическими условиями. «Экономический интерес - это конкретное выражение осознанных потребностей, определяющих направление действий для их реализации. Реализация этих интересов есть хозяйственная деятельность. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая, прежде всего два фактора:
Соколова Г.Н., считает, что «экономические интересы являются основной категорией для обозначения реальных причин деятельности и поведения людей, стоящих за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д.».
Другие
рассматривают интерес как
Каждый из этих подходов имеет полное право на существование. Однако трудно представить, что интерес, формируется, достигается и реализуется, только как субъективная или объективная категория. Каждый из вышеназванных элементов жизнедеятельности интереса существует в единстве объективного и субъективного. Принимая решения, достигая своего экономического интереса, человек пропускает через сознание предстоящие действия, при этом подчиняясь внешним экономическим условиям и обстоятельствам. Проявление субъективных взаимосвязей категории «интерес» через: