Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Динамика рыночной системы связана с понятием экономического роста. Под экономическим ростом понимается такой характер функционирования национальной экономики, при котором происходит количественное увеличение и качественное улучшение результатов производства и его факторов. Конечной целью экономического роста является рост благосостояния.
Приведенные примеры уже свидетельствуют, что взаимодействие экономического роста и уровня жизни населения тесно взаимодействуют между собой, но не непосредственно, а опосредованно, через систему социально-экономических механизмов. Механизмами взаимосвязи хозяйственных и социальных процессов являются:
Первое. Организация заработной платы и других видов доходов населения, зависящая о меры их трудового участия в производственной деятельности.
Второе. Система ценообразования, включающая в себя как требования рыночных законов спроса и предложения конкурентной борьбы, так и участия государства в формировании и регулировании цен и тарифов.
Третье. Организация бюджетного процесса, основанная на налоговых обязательствах населения и социальных гарантиях государства.
Если попытаться оценить эффективность «работы» этих экономических механизмов, то можно придти к следующим выводам.
Во-первых, организация заработной платы в стране и ее регионах деформирована и не выполняет своих основных функций: воспроизводственной, поскольку определяется не прожиточным минимумом, а минимальной зарплатой, которая недостаточна для воспроизводства рабочей силы работников и членов их семей; стимулирующей, так как рост цен опережает темпы роста номинальной заработной платы, ведя к снижению реальной заработной платы и уровня жизни населения.
Игнорирование закона стоимости, т. е. закона эквивалентного обмена, оказывает разрушительное действие на экономику, считают В.Я. Лион и И.Ф. Жуковская. С момента проводимых рыночных реформ внутренние цены основной массы товаров быстро росли и приблизились к мировым, а на товар «рабочая сила» беспрецедентно падали. Этому способствует также и давление инфляционного налога. Вполне очевидно, что минимума заработной платы недостаточно не только для простого воспроизводства рабочей силы, но и самого биологического выживания человека. Такая искусственно заниженная оплата труда является одним из основных факторов деградации рабочей силы, потому что способствует воссозданию такого типа наемного работника, который привычен к низкой производительности труда, равнодушен к плохим условиям труда. Современные работодатели используют эти особенности и стремятся закрепить низкий уровень заработной платы в коллективных договорах.
Часть работодателей стараются также «протянуть» через коллективный договор статьи, нарушающие трудовое законодательство. Наиболее часто встречающимися являются следующие:
изменение сроков выплаты заработной платы (не 2 раза в месяц, а один или по мере поступления средств на расчетный счет предприятия;
перевод работников на неполное рабочее время, что ведет к понижению заработной платы (должно оплачиваться в размере 2/3 от тарифной ставки);
снижение размеров оплаты труда без оснований (например, во время простоев не по вине работников).
На всех малых предприятиях частного сектора экономики практика заключения трудового договора отсутствует в основном из-за отсутствия профсоюза.
Как правило, в развитых странах рост цен заставляет предпринимателей увеличивать заработную плату. В других странах наблюдаются отдельные периоды снижения реальной заработной платы, но в целом тенденция опережающего цены роста денежной заработной платы очевидна.
Несоответствие роста цен и заработной платы послужило главным фактором роста материальной бедности населения. Сегодня все большую роль в снижении покупательной способности денежных доходов населения играет рост стоимости платных услуг, доля которых с 1990 г. выросла в 5 раз и составила почти четвертую часть в денежных расходах населения. Рост платных услуг населению за последние 10 лет связан как с опережающими темпами, по сравнению с другими товарами и благами, так и с ростом их физического объема за счет перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные. В наибольшей мере растут расходы населения на санаторно-оздоровительные услуги и услуги культуры, медицины и образования. Темпы роста доходов на эти виды услуг значительно опережает темпы роста денежных доходов населения. Несмотря на то, что темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных доходов населения, всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает любой рост их стоимости весьма болезненным для населения.
Низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе экономики и уравниловка, превращающие заработную плату в еще один вид социального пособия, не только полностью снимают вопрос об экономическом росте, но и являются действенным фактором сокрытия заработной платы от налогообложения. Здесь скрыт механизм обратной связи, как и в случае снижения ставок подоходного налога. Чем меньше средняя заработная плата в бюджетном секторе экономики, по сравнении с заработной платой (с учетом скрытой ее части) частного сектора, и ее соответствие количеству и качеству труда работников (уравниловка), тем большие суммы заработной платы скрываются от налогообложения в частном секторе экономики и, как результат, не из чего повышать заработную плату работников бюджетного сектора экономики, отраслей социальной сферы.
Дешевизна рабочей силы тормозит научно-технический прогресс, ибо нанять дополнительное количество работников дешевле, чем совершенствовать технологию. По той же причине дешевизна рабочей силы противостоит гумманизации условий труда: выгоднее повышать степень эксплуатации работника, выплачивая ему мизерные компенсации, нежели вкладывать средства в совершенствование техники и технологий. При низком уровне заработной платы не обеспечиваются ни стимулирующая, ни воспроизводственная функции работников, ее нельзя в полной мере рассматривать как средство развития человека, повышения уровня и качества жизни.
Во-вторых, существующая система ценообразования в силу высокого уровня монополизации производства и нарушения действия рыночных механизмов спроса и предложения, а также чрезмерной либерализации регулирующей роли государства в образовании цен и тарифов привели к тому, что из года в год заявленные правительством темпы инфляции (роста цен) не выполняются и на протяжении последних четырех лет имеют реальное трехкратное превышение. Указанное явление снижает покупательную способность населения, ведя его малообеспеченные слои к черте бедности.
Причины указанного положения мы, прежде всего, склонны видеть в двух обстоятельствах:
в слабой регулирующей роли государства, которое фактически не сдерживает ценового беспредела монополий, и
в низком уровне конкурентной борьбы как основного рыночного механизма формирования цен на основе спроса и предложения.
Указанные причины тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их нейтрализация требует создания условий «для конкуренции, в частности, там, где сегодня господствует естественные монополии, - в добыче газа, производстве электроэнергии, перевозках грузов железнодорожным транспортом... Естественные монополии – по существу, кровеносная система народного хозяйства, связывающая и обслуживающая всех его субъектов. За государством остается контроль за общенациональной инфраструктурой естественных монополий и регулирование тарифов... Государство будет определять и стратегические приоритеты развития этих важнейших отраслей.
В-третьих, формирование доходной и расходной частей бюджета, основанных на фискальной политики государства и его экономической функции, реализуемые в условиях постоянной недособираемости налогов (наилучший 2000 года – 82% к плану доходов), а также перерасхода его расходной части порождали дефицит бюджета страны, осложнение отношений федерального бюджета с консолидированными бюджетами регионов и, как следствие, ухудшение бюджетообеспеченности территорий. Это подтверждается тем, что на сегодня уровень бюджетообеспеченности регионов колеблется в пределах 25-30-кратного разрыва.
В современных условиях ясно, что раз большинство населения живет плохо, то теми ограниченными ресурсами, которые можно выкроить из бюджета, нужно охватить как можно большее количество населения. Отсюда индексации заработной платы и пенсий, огромное число получателей льгот, пособий и компенсаций.
На сегодняшний день социальная защита населения представляет собой достаточно сложную и, порой, запутанную систему, состоящую из различных пособий и социальных выплат, льгот и компенсаций различным категориям граждан, социальной помощи нуждающимся, дотаций предприятиям и организациям, производящим товары и услуги для населения. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям, как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.) Система государственных льгот призвана частично компенсировать населению низкие заработки, неблагоприятные условия труда, а в ряде случаев служить дополнительным стимулом по привлечению к различным видам деятельности и признанием особых заслуг той или иной группы населения. С началом реформ сфера действия льгот (натуральных трансфертов) была расширена, они начали применяться с целью сглаживания недостатков системы государственной компенсации за причиненный вред здоровью граждан в результате катастроф техногенного характера.
Из-за недостаточной гибкости, широкого охвата (ориентация на широкие на социально-демографические категории населения) и отсутствия дифференциации льготы зачастую теряют компенсационные функции; значительная часть социальных трансфертов идет на поддержку групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. Действующая категориальная система социальной помощи неэффективна ни в социальном, ни в экономическом отношении, что подтверждается целым рядом обстоятельств:
1. доля лиц, получающих социальную помощь среди тех, кто не относится к числу бедных по критерию текущих доходов, даже выше, чем доля получателей среди бедных. Размеры пособий, которые получают бедные и «небедные», практически не различаются между собой;
2. доля социальных пособий относительно общего объема расходов бедных семей ничтожна и не превосходит, по данным RLMS, 2-2,5%.
Почти 90% всех бедных семей не получают никакой социальной помощи.
По экспертным оценкам, в целом по стране 44% льгот на санитарно-курортное обслуживание приходится на наиболее обеспеченные семьи, 10% - на менее обеспеченные. Похожая картина наблюдается и по другим социальным льготам: 92% студенческих льгот на оплату проезда на общественном транспорте достается студентам из обеспеченных семей, 62% тех же льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами. Таким образом, 2/3 общей суммы льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом больше прожиточного минимума. Выплаты и льготы на социальные цели перераспределяются в пользу обеспеченных и наиболее обеспеченных слоев населения, сто свидетельствует о неэффективном, с точки зрения борьбы с бедностью, распределении социальных выплат и льгот.
Простые решения, направленные на повышение уровня жизни населения сегодня, могут обернуться нищетой в среднесрочной перспективе, и уже точно – в перспективе долгосрочной.
Для того, чтобы обеспечить ощутимый и постоянный рост уровня жизни населения, необходимо поставить и решить задачу реформирования всей системы распределительных отношений в РФ.
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ВКЛАД ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РФ В БОРЬБУ С БЕДНОСТЬЮ
Бедность – черта любого современного общества. Она существовала на протяжении всей истории человечества. Однако бедность в условиях России носит иное, отличительное от других стран понимание и восприятие, и проследить ее проявления можно начиная с момента образования государства. Наиболее весомыми историческими предпосылками ее возникновения в разные времена были закабаление крестьян крепостным правом, христианство, учащее быть смиренным, постоянные нашествия завоевателей, существующая социально-политическая система и т. д.
До 90-х гг. в России к числу бедных относился довольно узкий круг лиц, имеющих определенные индивидуальные или семейные характеристики: преклонный возраст и плохое здоровье индивида, потеря кормильца, молодые матери-одиночки, многодетные семьи. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни: из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также города и села; определенную роль играла низкая квалификация, хотя последняя не обязательно сопровождалась низкими доходами.
На протяжении последнего десятилетия в России происходит массовое обнищание населения, вызванное двумя факторами: беспрецедентным спадом выпуска продукции и столь же беспрецедентным расслоением общества. В отличие от прежних десятилетий, когда низший класс пополнялся главным образом представителями десоциализировавшихся слоев («старые бедные»), сегодня его ряды растут за счет тех работников, которые не в состоянии найти себе адекватного места в современной структуре общественного производства. Проблема бедности затрагивает ныне слишком широкие круги общества, в том числе и те, что еще совсем недавно были представлены квалифицированными рабочими и частью среднего класса («новые бедные»).
Сегодня не принято говорить о том, что нынешняя Россия – страна прогрессирующей бедности, а темпы и качество ее экономического развития пока не привели к позитивному перелому в этом тревожном скольжении вниз. Но бедность не только острейшая социальная проблема, это еще и основной тормоз экономического развития. Страна прогрессирующей бедности не может стать привлекательным растущим рынком. Преодоление бедности – действительно ключевая задача современной России, без решения которой успех невозможен.