Экономический рост и его факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения реального объёма национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временнóм интервале.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие, факторы и типы экономического рос-та.………………..4
1.1. Понятие и черты экономического рос-та…………………………4
1.2. Типы и факторы экономического роста…………………………9
2. Модели и механизм экономического рос-та………………………12
2.1. Неоклассические моде-ли………………………………………...12
2.2. Классическая модель…………………………………………….17
2.3. Кейнсианские модели……………………………………………18
3. Особенности экономического роста в Рос-сии……………………25
3.1. Особенности экономической динамики Рос-сии……………….25
3.2. Основные направления макроэкономической политики ……..27
Заключение……………………………………………………………29
Приложение…………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ЭТ.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

       Критически  важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого экономического пространства страны, с улучшением институционально–правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.

    При несомненном прогрессе малого бизнеса  в сфере торговли и услуг его роль в промышленном секторе очень мала. Одна из задач в обеспечении экономического роста состоит в интеграции малого бизнеса с крупнокорпоративными структурами, превращения банковского сектора в основного кредитора мелких предприятий.

    Раскрытие отдельных направлений роста экономики. 

    
  1. Активизация инновационной деятельности подразумевает стимулирование инновационного наполнения протекающих в экономике процессов, прежде всего инвестиционных, ускорение продвижения нововведений во всех секторах экономики – важнейшее направление современной государственной экономической политики; соответствующие меры должны тесно увязываться с мерами, реализующими другие её направления.

    Ещё одно направление активизации инновационной  деятельности – стимулирование развертывания комплексной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот. Так, для развития конкурентоспособных на мировом рынке отраслей, которые в состоянии стать очагами функционирования постиндустриальных укладов (авиакосмический комплекс, атомная энергетика, производство изотопов, био– и информационные технологии), необходимо разработать и реализовать общегосударственную программу развития научно–технических моногородов (наукоградов) и научно–технических парков (технопарков).

    Следует использовать поощрение инвестиций в прикладные исследования.

  1. Структурные трансформации. Ключевую роль в структурных трансформациях экономики должно сыграть формирование функциональной национальной инновационной системы, ядром которой и главным перспективным фактором экономического роста призван стать вышеупомянутый высокотехнологический комплекс. Нынешняя совокупность социальных и материальных предпосылок его развития предполагает двухэтапную стратегию реализации соответствующего приоритета. На первом этапе предстоит реанимировать сферы науки, образования и культуры, резко увеличить затраты на НИОКР и на подготовку квалифицированных кадров для ВТК, в должных количествах выпускать конкурентоспособное оборудование, обеспечивать повышение производительности труда (как важнейшее условие роста его оплаты).

       Особенность современного этапа – довольно высокий  инвестиционный спрос на импортное оборудование, и он останется существенным до тех пор, пока в России не возникнет новое машиностроение. Отсюда следует необходимость либерализации таможенных режимов ввоза высокотехнологичного импортного оборудования.

       Ещё одно перспективное направление  структурной перестройки экономики  – динамическое развитие сферы услуг. Несмотря на то, что доля этого сектора увеличилась с 33 % в 1990 г. до 52 % в 2002, здесь имеется значительный нереализованный потенциал роста (во многих развитых странах доля этой сферы в ВВП превышает 70 %).

       Результативность  хозяйствования в обрабатывающих отраслях зависит от их затрат на услуги естественных монополий. Поэтому важнейшее направление структурной политики государства – реформирование электроэнергетики, ж/д транспорта и газовой отрасли с обязательной нацеленностью на снижение издержек главная задача здесь – резкое повышение эффективности функционирования соответствующих инфраструктурно–жизнеобеспечивющих народнохозяйственных систем при сохранении государственного контроля над их деятельностью.

  1. Стимулирование инвестиций. Затронем тему бюджетного регулирования инвестиций. Бюджетное регулирование инвестиционного процесса должно чётко сопрягаться с приоритетами национальной экономической политики в целом, прежде всего с инновационными и структурными, реализация которых предполагает ощутимые государственные капиталообразующие вложения (в строительство, реконструкцию объектов, закупку оборудования).

       Но  в обозримой перспективе можно  заметить, что инвестиций только из внутренних источников окажется недостаточно, поэтому важно работать над привлечением их из–за рубежа (по имеющимся данным их ежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.).

       Предложенные  и другие возможные меры стимулирования инвестиционной активности в народном хозяйстве России важно сопровождать государственными усилиями по совершенствованию соответствующей инфраструктуры и расширению внутреннего спроса, равно как и другими обеспечивающими мерами. Рассмотрим их подробно.

  1. Обеспечивающие меры.

       1) Расширение внутреннего спроса.

       Внутренний  спрос является важным катализатором  роста экономики, причём соответствующие меры (более подробно – см. в основной части работы) должны включать активизацию как государственного, так и частного спроса.

       Важное  место занимает таможенно–тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырьё и на ввозимые потребительские товары.

       2) На уровне регионов необходимо  развернуть работу по налаживанию  информационного обмена и оказания  услуг предпринимателям по подбору  партнеров и финансовому страхованию риска. На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных монополий. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение цен на энергоносители, значительно препятствует экономическому росту. Поэтому для естественных монополий важен контроль над ценами продукции.

       3) На макроуровне императив снижения  издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе и за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последнее время регулярное повышение тарифов на электроэнергию, стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий – снижение тарифов, причём реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем.

       4) Стимулирование малого предпринимательства.  Кроме упомянутых в основной  части работы, приоритетными задачами  остаются налаживание за счёт  госбюджета системы переподготовки  и повышения квалификации менеджеров, обеспечение доступности для широких слоёв населения основам предпринимательства.

       5) Реинтеграция всего постсоветского  пространства. Позитивную роль должно  сыграть ускоренное решение практических  вопросов сотрудничества, так же  демонстрация преимуществ продвинутых форм взаимодействия. При этом необходимо учитывать интересы каждого региона. Необходима разработка и реализация программ, направленных на изменение в развитии и размещении производительных сил, развёртывание ряда евразийских трансконтинентальных коридоров. Главным принципом при этом призвана стать максимально полная реализация сильных сторон, конкурентных преимуществ каждой территории. 
 

    Заключение

       Из  всего этого можно сделать  вывод, что экономический рост –  очень сложное, неоднозначное понятие, существует много точек зрения к подходу его определения, сущности, но во множестве подходов и теорий есть общие черты.

       Во–первых, экономический рост находится в  прямой зависимости от сложившейся  структуры общественного производства, направлений и динамики её изменения, так как они определяют уровень фондовооружённости и материалоёмкости национального производства.

       Экономический рост характеризуется наращиванием объёма производства путём вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счёт количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов носит интенсивный характер.

       Экономический рост измеряется темпами роста ВВП (ВНП) или темпами его прироста. Но более объективное представление о благополучии страны показывает ВВП (ВНП) на душу населения.

       К факторам же, определяющим экономический  рост, относятся трудовые, природные, капитальные, финансовые ресурсы, а так же характер социально–экономической системы.

       Существуем  много моделей экономического роста, в частности, наиболее известными являются классическая, кейнсианская, неоклассические и неокейнсианские. Какую именно применить для той или иной страны зависит от её институциональных особенностей, от национального характера и ряда других причин.

       Об  экономическом росте можно говорить много, но абсолютно очевидным является то, что он находится в прямой зависимости от сознательности властей, их макроэкономической политики, которая оказывает прямое влияние на уровень жизни населения.

       Что касается России, то на эту проблему существует много точек зрения. Наверное, целью реформ должен быть рост совокупного спроса, за которым и последует предложение, а следовательно, рост производства. Так же необходим жесткий контроль со стороны государства за деятельностью экономических субъектов, а так же сознательность последних.

 

Приложение

Таблица 1

Основные  показатели экономического роста в  России* 

Показатель 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
ВВП, млрд. р., (до 1998 г. – трлн. р.) 1929 2343 2630 4823 7306 8944 10834 13285
ВВП (до 1998 г. – тыс. р.), на душу населения 9643 15903 17901 32966 50192 61785 75294 91897
Объём промышленной продукции (до 1998 г. – трлн. р.) 1108 1626 1707 3150 4763 5881 6868 8498
Инвестиции в основной капитал млрд. р., (до 1998 г. – трлн. р.) 192 249 267 409 407 670 1165 15050
Фактическое конечное потребление, млрд.р. (до 1998 г. – трлн. р.) –872 1489 1726 2875 38114 8014 6404 7728

 

Таблица 2.

Динамика  стоимостных показателей в сопоставимых ценах

(в % к  предыдущему году)* 

Показатель 2000 2001 2002 2003
ВВП 110 105,1 104,7 107,3
Инвестиции  в основной капитал 117,4 110,0 110,8 114,5
Фактическое конечное потребление 105,6 106,8 107,3 106,6
Реальные  доходы населения 113,4 110,0 102,8 114,5
Реальная  заработная плата населения 110,9 115,9 116,2 110,9

Информация о работе Экономический рост и его факторы