Экономический рост и его виды. Факторы экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотрение:
основных теоретических аспектов, связанных с экономическим ростом, и их анализ;
социальных факторов, способствующих увеличению экономического роста;
возможных методов стимулирования экономического роста государством

Содержание

Введение
Глава 1. Экономический рост
1.1 Понятие и способы измерения экономического роста
1.2 Типы, теории и модели экономического роста
Вывод
Глава 2. Социальные факторы экономического роста
2.1. Инвестиции в человеческий капитал
2.2. Инновационная экономика
Вывод
Глава 3. Государственное регулирование экономического роста
Вывод
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (готовый вариант).doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

     • Неоклассические  модели

Неоклассические модели в условиях уравновешенного спроса внесли изменения капитального коэффициента. Соотношение капитал/производство становится гибким вследствие того, что неоклассические модели учитывают не один, а два производственных фактора и предполагают их взаимозаменяемость.

     Рост  ВНП становится возможным за счет различных комбинаций производственных факторов. Естественно, что неоклассические модели эффективны при совершенной конкуренции, хотя они в то же время рассматривают и отклонения от нее. [16, c. 544 - 546] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

     Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.

     Рассматривая  типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, мы можем придти к выводу, что экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая никаких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста.

     Основные  современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост. 
 

Глава 2. Социальные факторы  экономического роста

     2.1. Инвестиции в человеческий  капитал

     Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего, экономики образования и труда.

     Человеческий  капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

     Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к  труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого  капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

     Человеческий  капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

     В узком смысле человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

     Человеческий  капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. [19]

     Особенности человеческого капитала:

  • в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  • человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

    Классификация человеческого капитала. 

     В экономической литературе существует несколько подходов к классификации  видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в  человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. [5]

     Следующим критерием классификации видов  человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

  • Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
  • Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
  • Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

     По  форме обучения сотрудников на рабочем  месте можно выделить специальный  человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности. [6, с. 187]

     Инвестициями  в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения  производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

     Экономисты  выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

     Существует  также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

     Особенности инвестиций в человеческий капитал.

  1. Отдача  от инвестиций в человеческий капитал  непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.
  2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.
  3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.
  4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
  5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.
  6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

     Источником  вложений в человеческий капитал  может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

     В настоящее время роль государства  в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения.

     В создании активов человеческого  капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в  качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют  условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

     Инвестируя  в своих сотрудников, фирмы стремятся  активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить  потери рабочего времени и тем  самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

     Инвестиции  в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку  все составляющие человеческого  капитала приобретаются и увеличиваются  посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей). Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.[8]

Информация о работе Экономический рост и его виды. Факторы экономического роста