Экономический рост и структурные сдвиги в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование сущности экономического роста и структурных сдвигов.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- Дать определение экономических сдвигов
- Выявить факторы экономического роста
- Определить цель оптимизации экономического развития

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретико-методологические подходы к определению структурных сдвигов в экономике ………………………………………….....4
1.1 Понятие структурных сдвигов в экономике…………………………….4
1.2 Классификация и функции структурных сдвигов………………………..8
1.3 Тенденции и перспективы экономического роста……........................10
Глава II Оптимизация экономики……………………………………….14
2.1 Теории экономического равновесия и экономического роста…………14
2.2 Развитие Казахстана к 2020 г……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………….24
Список Литературы………………………………………………………..26
Приложение…………………………….…………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 164.75 Кб (Скачать документ)

Неконкурентный уровень  производственного потребления  связан прежде всего с устаревшим производственно-техническим потенциалом, его высоким ресурсопотреблением. Некоторое снижение пропорции промежуточного потребления и соответственно рост доли валовой добавленной стоимости  наблюдаются в тех видах экономической  деятельности, производство которых  имеет экспортную направленность. В  результате этого они имеют возможность  обновления основного капитала за счет высоких валютных доходов с целью  повышения конкурентоспособности  на мировых рынках (добыча полезных ископаемых, рыболовство, рыбоводство).

На всех уровнях общества понятно, что реальный подъем народного хозяйства может получить ускорение лишь при осуществлении значительных инвестиций, связанных с расширением производственных мощностей на новой технико-технологической основе.

Ключевым моментом сохранения устойчивых темпов роста экономики  видится рост инвестиций. Относительно высокие значения темпов роста не совсем адекватно отражают количественные сдвиги, затушевывают реальное положение дел, создают иллюзию благополучия из-за эффекта «низкой базы» и реально малого их объёма.

Инновационное развитие —  одна из трудно решаемых проблем российской экономики. Несмотря на многочисленные и давно принимаемые решения, постановления и программы научно-технического развития, значительных улучшений пока нет. При этом действительно больших  вложений, сопоставимых по объему с  инвестиционными вложениями в странах, добившихся успехов в научно-техническом  и технологическом развитии, не отмечается.

В последнее время появились  многие из необходимых предпосылок  для развития инновационной экономики, улучшается финансовое положение страны. При этом обнадеживающе выглядят и ближайшие перспективы обеспечения  финансовой устойчивости экономики, сохранения ее денежных сбережений; имеются в  основном достаточные для постепенного перехода к инновационному развитию заделы, интеллектуальный, технико-технологический  потенциал; развиваются финансовая и инновационная инфраструктуры; финансовые механизмы и инструменты  банковского и внебанковского финансирования приближаются к общемировому уровню; правительство многократно в  программах развития экономики, постановлениях и распоряжениях декларирует  необходимость перехода промышленности на инновационный путь развития, формирует  программу действий, усиливает законодательно-правовую, а в некоторых случаях и  налоговую поддержку этого направления.

Фундаментом инновационного развития служит научно-технологический  потенциал в единстве с финансовым. Процессы финансирования инновационного развития в последние годы определяются рядом весомых и в то же время  парадоксальных факторов, отражающих специфику российской экономики:

·  источники финансирования инвестиций в основной капитал переполнены  в монетарном выражении.;

·  финансовых ресурсов по всем источникам финансирования инвестиций

используются не полностью;

·  структура источников финансирования инвестиций нуждается  в модернизации. За годы рыночных преобразований не произошло ее развития и приближения  к структуре, принятой в экономически развитых странах, т. е. она деформирована  относительно передовых стандартов;

·  источники инвестиций слабо скоординированы и не составляют системы, работающей на единую общую цель;

·  удельный вес инвестиций отсчитывается от низкого исходного  уровня, обусловленного длительным и  тяжелым спадом. Несмотря на повышение  их доли в ВВП, она составляет менее 20%;

·  структура финансирования затрат на технологические инновации  по видам экономической деятельности непрогрессивна, искажена; низка доля финансирования начальных отправных  этапов, «запускающих» весь инновационный  процесс, и доминирующая доля затрат на приобретение машин и оборудования (всего 56%, главным образом импортного);

·  отсутствует система  сквозной мотивации в новациях и  инвестиционной деятельности, в том  числе у предприятий - потребителей инновационной продукции;

·  слабо развиты дополнительные источники и формы финансирования и др.

Важнейшим инструментом, обеспечивающим финансирование и перелив капитала, в том числе и в виды инновационной  экономической деятельности, служит налогово-бюджетная система.

В условиях усиления внимания со стороны органов государственной  власти к проблемам инновационного развития страны и острой объективной  потребности в инновационном  обновлении экономики все более  актуальной и необходимой при  разработке финансовых, бюджетных и  налоговых проектировок становится оценка «инновационного фактора».

Включение «инновационного  фактора» в макроэкономические, финансовые, бюджетные, налоговые расчеты предполагает исследование и учет не только тенденций, масштабов и особенностей, присущих инновационной сфере экономики, но и четкое определение экономического содержания понятий «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная сфера», а также методов их статистического измерения.

При нерациональной политике перехода от сырьевой направленности к инновационной на начальных  этапах потенциальный поток инноваций  способен нарушить стабильность экономики, а также размыть сложившееся  хрупкое макроэкономическое и финансовое равновесие, положительную динамику последних лет. Нововведения изменяют не только технологию и продукцию, но и саму экономическую систему  в целом, не укладываясь в границы  действующих производств и вызывая  тем самым необходимость создания новых отраслей и видов экономической  деятельности, а также перестройки, подстройки либо свертывания функционирующих  смежных производств. Поэтому важны  опережающие действия, подкрепленные  перспективными расчетами влияния  инновационного фактора на экономические  процессы и налогово-бюджетную систему, важно понимание реакции налоговой  системы и налогоплательщиков на происходящие и прогнозируемые изменения  в результате инновационных трансформаций. Кроме того, глубокий системный анализ инновационной сферы экономики, ее финансовых возможностей и результатов  для бюджетно-налоговых проектировок необходим прежде всего потому, что  позволит налогам качественно выполнять  одну из основных своих функций, а  именно служить экономическим рычагом  своевременного регулирования возникающих  дисбалансов, нарушающих общее равновесие экономической системы.

Пока единичные компании формируют инновационные стратегии, связанные со ставкой на самостоятельную  разработку новых технологий, а не приобретение импортных машин и  технологий. Отсутствует системная  работа с инновациями, которая включает в себя управление интеллектуальной собственностью и инновациями, создание и поддержку венчурных фондов и инновационной инфраструктуры - технопарков, технополисов и др. Очевидно, что главное не только концентрация, «выделение» ресурсов на переориентацию экономического роста на инновационную  базу, а создание такой организационной  структуры экономики и системы  мотиваций, которые делали бы выгодными  вложения в инновационную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Оптимизация экономики

2.1 Теории экономического  равновесия и экономического  роста

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой  общественного воспроизводства. Это  ключевая категория экономической  теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических  процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом  поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов  во всех структурных элементах, секторах, сферах национального хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

- все индивиды должны  найти на рынке предметы потребления;

- все предприниматели  должны найти на рынке факторы производства;

- весь продукт прошлого  года должен быть реализован. Идеальное равновесие исходит  из предпосылок совершенной конкуренции  и отсутствия экстерналий — побочных эффектов.

В реальной экономике наблюдаются  различные нарушения этих требований. Прежде всего, опыт показывает, что  не существует таких явлений, как  совершенная конкуренция и «чистый  рынок». Велика роль положительных  и отрицательных побочных эффектов предпринимательской деятельности. Циклические и структурные кризисы, инфляция выводят экономику из состояния  сбалансированности. Вместе с тем, даже в условиях этих диспропорций экономическую  систему можно привести в динамическое равновесие, которое будет отражать рыночные реалии со всеми их противоречиями.

Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, устанавливающееся  в экономической системе в  условиях несовершенной конкуренции  и при внешних факторах воздействия на рынок.

Экономисты различают частичное и общее равновесие.

  • Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства.
  • Общее равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом, или макроэкономическое равновесие.

Несовпадение реального  равновесия с идеальным, или теоретически желаемым, не умаляет важности теоретического анализа закономерностей общественного  воспроизводства и выработки  абстрактных схем и моделей макроэкономического  равновесия. Эти модели помогают понять экономический механизм, выявить  факторы отклонения реальных процессов  от идеальных, сформировать оптимальную  экономическую политику. К настоящему времени в экономической теории имеется большой набор моделей  макроэкономического равновесия, характеризующих  особенности подходов к данной проблеме в различные исторические периоды.

Каждое общество представляет собой взаимосвязь хозяйственных  единиц. Их поведение однотипно: они  приспосабливаются к платежеспособному  спросу и в то же время стремятся  обеспечить себе постоянный и устойчивый доход. Предприятия связаны между  собой поставками, денежными отношениями. В этих условиях возможности увеличения производства в одной хозяйственной  единице должны корреспондировать  с таким же процессом в смежных  производствах, в транспортном обеспечении. А если учесть, что производство какого-либо конечного продукта предполагает взаимосвязь от 200 до 500 предприятий, можно представить, каков общий  масштаб взаимоувязок хозяйственных . единиц. Эти пропорции в условиях рынка очень подвижны, тем более  что каждая производственная единица  обладает известной автономностью.

Если при сохранении этой подвижности в условиях действия рыночных механизмов обеспечивается стабильное развитие всей экономической системы, мы говорим о сбалансированном, равновесном  росте экономики. Равновесный, сбалансированный рост достижим при различных комбинациях  ресурсов. Результат получается разный, поэтому сбалансированности можно  достигнуть при разной эффективности производства.

Сбалансированность, или  равновесие, характеризует состояние  экономической системы как единого целостного организма.

Необходимые, устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи между  экономическими явлениями, имеющими «очаговое» распространение, регулируются законами локального характера (например, законом  замещения факторов производства). Они обычно характеризуют развитие отдельной подсистемы или движение ее внутренних элементов.

Экономические связи переплетаются, поэтому локальные пропорции  сводятся к общей пропорциональности. Например, спрос на факторы производства зависит не только от механизма их замещения, но и от спроса на товары, которые производятся с помощью  этих факторов; спрос на конечный товар  зависит от структуры совокупного  спроса. Однако обилую пропорциональность нельзя представить как механическую сумму локальных пропорций. Связанность экономических процессов неизбежно приводит к их соподчинению, корректировке, что формирует новый качественный уровень пропорциональности, вытекающей из единства экономики. Таким образом, пропорциональность системы нельзя рассматривать как явление, оторванное от нее. Субординационная зависимость и переплетение хозяйственных связей неизбежно предполагают взаимную согласованность всей системы общих, частных и единичных пропорций общественного производства, т.е. сбалансированное развитие экономической системы.

Экономические пропорции  не осуществляются с аптекарской  точностью, ибо в условиях рынка  велико влияние случайных процессов. Пропорциональность в народном хозяйстве  прокладывает дорогу как тенденция, тем более, что отдельные элементы, звенья экономической системы обладают определенной автономностью. Поэтому  согласование экономических процессов  всегда относительно. Оно предполагает возможность определенных отклонений, в пределах которых процессы сбалансированности осуществляются на условиях развития самой экономической системы.

Чтобы экономика развивалась  сбалансировано, она должна опираться  на резервы, которые необходимы для  экономического маневра. В этом случае рынок насыщенный, предполагающий некоторый  избыток товаров над спросом, создает в стране стабильность хозяйственных  связей. Наличие запаса необходимых  ресурсов локализует сбои производства, не дает им распространиться на широкую  степень связанных между собой  разделением труда хозяйственных  проблем. Такой вид перепроизводства блокирует возникшую диспропорциональность  и, что естественно, укрепляет устойчивость экономической системы.

Информация о работе Экономический рост и структурные сдвиги в экономике