Экономический рост и структурные сдвиги в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование сущности экономического роста и структурных сдвигов.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- Дать определение экономических сдвигов
- Выявить факторы экономического роста
- Определить цель оптимизации экономического развития

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретико-методологические подходы к определению структурных сдвигов в экономике ………………………………………….....4
1.1 Понятие структурных сдвигов в экономике…………………………….4
1.2 Классификация и функции структурных сдвигов………………………..8
1.3 Тенденции и перспективы экономического роста……........................10
Глава II Оптимизация экономики……………………………………….14
2.1 Теории экономического равновесия и экономического роста…………14
2.2 Развитие Казахстана к 2020 г……………………………………………18
Заключение………………………………………………………………….24
Список Литературы………………………………………………………..26
Приложение…………………………….…………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 164.75 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, при насыщенном рынке возрастает роль хозяйственного договора. В ситуации, когда трудность  состоит не в том, чтобы купить товар, а в том, чтобы его продать, нарушение хозяйственного договора означало бы уменьшение возможности  продаж, т.е. вело к потере доходов, что  лишило бы предприятие конкурентоспособности. Поэтому в условиях насыщенной экономики  хозяйственный договор строго соблюдается.

Таким образом, проблемы сбалансированного (равновесного) роста и эффективного роста не всегда решаются одновременно. Но в долгосрочном периоде для  общества характерно стремление к равновесию различных блоков экономической  структуры при поступательном движении НТП.

Проблемы экономического равновесия системы по-разному стоят  в обществах, опирающихся на экстенсивный и интенсивный типы развития.

Экстенсивное развитие в  условиях устойчивого спроса обычно существенно не меняет сложившуюся  структуру народно-хозяйственных  пропорций. Общество в этом случае тиражирует имеющийся способ производства и  в принципе может развиваться  высокими темпами. Такая ситуация сохраняется  до тех пор, пока общество не столкнулось  с естественными ограничителями возможностей экстенсивного роста  — нехваткой дополнительных ресурсов, особенно естественных. В условиях экстенсивного роста эта преграда, как правило, преодолевается за счет включения в хозяйственный оборот отдельных труднодоступных полезных ископаемых, что удорожает ресурсы. В результате единица стоимости  ресурсов дает при переработке все  меньший рост конечного продукта. Пропорциональность в экономике  меняется при снижении ее эффективности, темпы экономического роста начинают падать.

Экстенсивное развитие на деле показало свои экономические пределы. Общество, оказавшееся перед такой  ситуацией, вынуждено переориентироваться  на энерго-, материально- и фондосберегающие виды технического прогресса. В этом случае мы наблюдаем, как НТП способствует расшивке узких мест в общей пропорциональности производства и создает условия  для достижения равновесия в национальном хозяйстве на новой технической и технологической основе.

Исчерпание источников экстенсивного  развития создает у общества острую потребность в поисках возможностей интенсивного роста. Интенсивное развитие усиливает риск предпринимательства, так как происходит переориентация производства на новый качественный уровень: новые средства производства, к которым следует приспособиться, новые требования к рабочей силе и системе управления. Все это  предполагает не только новые, более  объемные капиталовложения, но и новые хозяйственные решения.

Общество, находящееся на рубеже перехода к интенсивному воспроизводству, а также при переходе к новому его качественному уровню, обычно не в состоянии на первых порах  обеспечить мощный прирост общественного  продукта, ибо экономика находится  в условиях перестройки. Темпы экономического развития в таком случае снижаются. Это не означает, что общество не развивается. Если в нем происходят одновременно и структурные перестройки, оно не лишается при этом своего динамизма. Просто последний не улавливается в таком показателе эффективного роста, как темпы экономического роста.

Сдвиг экономического развития выражается:

1) в темпах экономического роста;

2) в прогрессивных структурных  перестройках, в становлении хозяйственной пропорциональности.

Каждый этап поступательного движения имеет свои пределы темпов роста. Темпы роста не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективного роста. Именно такой подход к проблеме экономического роста был характерен для советских программ периода 30-70-х годов, китайской политики больших скачков в 60-е годы. Разновидностью такого подхода можно считать недавнюю программу ускорения экономического и технического развития народного хозяйства СССР середины 80-х годов.

Динамизм экономических  процессов, усиливающийся НТП вносят существенные новации в механизм экономического роста. Ускоряется процесс  насыщения возникающих потребностей, усиливается мобильность структурных  перестроек национального хозяйства. За более короткий срок морально устаревают экономические пропорции и одновременно сокращаются сроки формирования нового уровня экономического равновесия. Эффективно развивающаяся экономика  не та, которая лишена диспропорций, а та, которая мобильно перестраивается  на их ликвидацию, обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста.

Итак, способность экономики  динамично перестраиваться, переходя на более высокий уровень сбалансирования  с наименьшими потерями ресурсов и продукции, — одно из главных  проявлений эффективного развития общества. Неизбежность потерь при такой перестройке  требует от общества защитных мер  от их возможного роста. Среди них  следует особо отметить образование  специальных хозяйственных резервов сверх страхового фонда, так называемого  фонда стабилизации, предназначенного для экономического маневра как  средства для ликвидации непредвиденных диспропорций.

Определение пространственно-временных  условий внутреннего взаимодействия между реальным соотношением совокупных величин потребления, инвестирования и дохода и научным описанием  данного явления основными макроэкономическими  школами в рамках экономической  теории является основой понимания  содержания практического и теоретического представления данного явления. Кроме того, это — средство адекватизации  теоретических представлений основных экономических школ практике пространственно-временных  закономерностей реального рыночного  пространства.

 

 

 

2.2. Развитие Казахстана  к 2020 году

Казахстан в 2020 году станет страной, которая вышла из мирового кризиса более сильной и конкурентоспособной, с диверсифицированной экономикой и населением, активно вовлеченным в новую экономику.

К 2020 году Казахстан уже  будет в числе пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира с благоприятным деловым климатом, позволяющим привлекать значительные иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики страны. Экономика  будет лучше подготовлена к следующим  экономическим кризисам. Казахстан  укрепит свои политические и экономические  связи с сопредельными странами и другими государствами.

К 2020 году страна будет обладать человеческими ресурсами, необходимыми для развития диверсифицированной  экономики, а также иметь инфраструктуру, необходимую для обслуживания отечественных  предпринимателей и экспортеров. Будет  обеспечена бесперебойная связь  с остальным миром за счет интенсивного развития транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций. Обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство  и сфера услуг Казахстана займут достойное место в структуре  экономики наряду с горнодобывающей  промышленностью. В социальной сфере  и сфере защиты окружающей среды  будут достигнуты значительные результаты.

К 2020 году казахстанская  экономика в реальном выражении  возрастет более чем на треть  по отношению к уровню 2009 года. За счет успешной реализации планов по диверсификации экономики показатели роста перерабатывающих отраслей экономики к 2020 году будут больше показателей роста добывающих отраслей или равны им.

Благодаря проведению взвешенной макроэкономической политики, к 2020 году уровень золотовалютных резервов (без  учета активов Национального  фонда Республики Казахстан) будет  не ниже трех месяцев импорта или  объема краткосрочного (до 1 года) внешнего долга государственного и корпоративного секторов страны (в зависимости от того, какой показатель будет выше). Активы Национального фонда составят не менее 30% к ВВП. Инфляция в этот период в среднем будет удерживаться на уровне 5 – 8 % в год. Политика обменного  курса будет обеспечивать баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

К 2020 году доля населения  с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8%. Социально уязвимые группы населения, люди с ограниченными  возможностями, женщины, дети и молодежь будут чувствовать себя более защищенными и смогут расширить свои возможности в обществе. Качественное образование от детского сада до университета будет доступным по всей стране, значительно улучшится состояние здоровья населения. Услуги здравоохранения будут соответствовать лучшим мировым стандартам. Казахстанцы будут вести более здоровый образ жизни, сократится число курящих и злоупотребляющих алкоголем. Последовательно и поэтапно расширится использование государственного языка во всех сферах жизнедеятельности общества. Различные этнические группы и представители конфессий продолжат жить в условиях внутренней стабильности, безопасности, мира и согласия.

В ближайшее десятилетие  приоритетными в деятельности государства  будут пять ключевых направлений:

1) подготовка к посткризисному развитию;

2) обеспечение устойчивого  роста экономики за счет ускорения  диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры;

3) инвестиции в будущее  – повышение конкурентоспособности  человеческого капитала для достижения  устойчивого экономического роста,  процветания и социального благополучия казахстанцев;

4) обеспечение населения  качественными социальными и  жилищно-коммунальными услугами;

5) укрепление межнационального  согласия, безопасности, стабильности  международных отношений.

В процессе подготовки к  восстановлению экономики Казахстан  должен ускоренно реализовать реформы, которые позволят повысить ее конкурентоспособность. Первое ключевое направление – подготовка к посткризисному развитию – включает меры, результаты которых будут ощутимы  в начале десятилетнего периода. Это создание более благоприятной  бизнес-среды, укрепление финансового  сектора и совершенствование правовой системы.

Действия в рамках второго  ключевого направления будут  способствовать ускорению диверсификации экономики Казахстана в результате реализации программы форсированной  индустриализации страны и развития инфраструктуры. Это позволит изменить экономическую модель и перейти  от экстенсивного, сырьевого пути развития к индустриально-инновационному развитию. Планы инфраструктурного развития страны будут сфокусированы на модернизации отраслей энергетики, транспорта и  телекоммуникаций, способствующих форсированной  диверсификации экономики и привлечению  иностранных инвестиций в страну.

Количество и качество человеческих ресурсов являются основополагающими  факторами, определяющими будущее  любой страны. Человеческий капитал  – это основной двигатель инноваций  и повышения эффективности экономики. Третье направление – инвестиции в будущее – будет включать меры, необходимые для повышения  качества человеческих ресурсов Казахстана в долгосрочном периоде.

В рамках четвертого ключевого  направления – услуги для граждан  – будут усилены меры по социальной защите населения и эффективному предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

В рамках пятого ключевого  направления – межнациональное  согласие, безопасность, стабильность международных отношений – будут  предусмотрены меры по укреплению внутренней стабильности, безопасности, мира и  согласия, развитию миролюбивой внешней политики.

Основой пяти ключевых направлений  развития Казахстана до 2020 года является рациональная макроэкономическая политика. В целях создания благоприятных  условий для восстановления и  диверсификации экономики, недопущения  ее «перегрева» будет проводиться  антицикличная фискальная политика, предусматривающая сдерживание  расходов государства в период роста  экономики и их увеличение в период экономического спада. При этом ненефтяной дефицит бюджета к концу следующего десятилетнего периода не превысит 3% к ВВП. Денежно-кредитная политика повысит эффективность мер по сдерживанию инфляции. Политика обменного  валютного курса будет направлена на обеспечение баланса между  внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

Укрепление финансового сектора

Дальнейшее развитие финансовой системы Казахстана будет учитывать  основные выводы текущего глобального  кризиса:

 

    • любое заимствование должно быть основано на строгих пруденциальных стандартах и требованиях прозрачности, позволяющих контролировать коммерческие, финансовые и валютные риски;
    • доступ к международным рынкам капитала требует ответственного управления уровнем внешнего долга банковского сектора и юридических лиц с государственным участием;
    • повышение уровня сбережений внутри страны связано с укреплением доверия к финансовой системе, которая должна быть устойчивой, прозрачной и эффективно регулируемой.

На этапе восстановления экономики сохранится государственная  поддержка финансового сектора, однако прямое государственное участие  будет снижаться, постепенно уступая место частной инициативе.

Дальнейшее регулирование  в отечественной финансовой системе  станет более полным и всесторонне  учитывающим макроэкономические связи  финансового сектора. В период активного  экономического подъема пруденциальные нормативы будут ужесточаться с  тем, чтобы в случае спада использовать накопленный потенциал.

В целом развитие финансового  сектора будет ориентировано  на привлечение финансовых ресурсов для форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Внутренние источники  фондирования будут повышаться за счет свободных ресурсов населения и  отечественных предприятий. Возрастет  роль и значимость механизмов государственно-частного партнерства, которые будут подкрепляться  созданием необходимых условий  для привлечения ресурсов в качестве источников финансирования инвестиционных проектов.

Информация о работе Экономический рост и структурные сдвиги в экономике