Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:17, курсовая работа
Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, чтобы получить очередной кредит. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес.
Введение…………………………………………………………………….……....1
I.Экономический рост…………………………………………………………..….2
1.1 Определение и измерение экономического роста………...…….…..…2
1.2 Факторы экономического роста.……………………...……………........5
1.3 Типы экономического роста………………………………………….….10
II. Элементы и стадии развития экономического роста ……………….…..….16
2.1 Стадии экономического роста и экономического развития…………...16
2.2 Равновесие экономического роста и его циклические колебания……18
2.3 Государственная политика и экономический рост…………………….18
2.4 «Новая экономика» и проблемы роста…….……………………………22
2.5 Проблема желательности роста и развития экономики………………..25
III.Теории и модели экономического роста…………………………..…….27
3.1 Кейнсианство…………………………………………………………..…27
3.2 Неокейнсианство…………………………………………………………28
3.3 Неоклассическое направление……………………………………..……30
Заключение ………………………………………………………………………...34
Список литературы ………………………………………………………………..36
Приложение……………………………………………………….………………...37
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I.Экономический рост…………………………………………………………..….
1.1 Определение и измерение экономического роста………...…….…..…2
1.2 Факторы экономического роста.……………………...……………........
1.3 Типы экономического роста………………………………………….….10
II. Элементы и стадии развития экономического роста ……………….…..….16
2.1 Стадии экономического роста и экономического развития…………...16
2.2 Равновесие экономического роста и его циклические колебания……18
2.4 «Новая экономика» и проблемы роста…….……………………………22
2.5 Проблема желательности роста и развития экономики………………..25
III.Теории и модели экономического роста…………………………..…….27
3.1 Кейнсианство………………………………………………
3.2 Неокейнсианство………………………………………
3.3 Неоклассическое направление……………………………………..……
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………………..36
Приложение……………………………………………………
Введение.
Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, чтобы получить очередной кредит. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес. Экономический рост – сложное и многогранное явление. За, казалось бы, простым способом его выражения, таким как прирост ВНП, ВВП и НД, стоит система взаимодействия самых различных сторон экономической жизни.
Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства Российской Федерации) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы экономического роста являются важными как для экономики страны в целом, так и для каждого человека, проживающего в этой стране.
I Экономический рост.
1.1 Определение и измерение экономического роста.
Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния. В широком смысле: экономический рост, как критерий экономического развития является, по своей сущности, главной составляющей общей траектории развития общества. В совокупности с другими составляющими (социальными, политическими, демографическими и так далее) он определяет направление движения общества, устанавливая характер общественного развития в целом (прогрессивный, регрессивный или инерционный).
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся
представителями разных наций, народов и их правительств.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП, как в абсолютном объеме, так и на душу населения.
Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами:
1) как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) за некоторый период времени;
2) как увеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения.
Использоваться могут оба определения. Однако при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. Обычно, исходя из любого из этих определений, экономический рост измеряется годовыми темпами роста в %. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста составят (210 млрд. дол. - 200 млрд. дол.) /200 млрд. дол. = 5%.
Также экономический рост можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.
В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг, как известно, необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (К) и природных ресурсов (N):
Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства.
Во-первых, важным показателем экономического роста является отношение – производительность труда, то есть отношение объема выпуска продукции к затратам живого труда, осуществленным в процессе производства товаров и услуг. Обратное отношение – называется трудоемкостью продукции.
Во-вторых, отношение объема продукции к величине использованного в процессе производства капитала – это производительность капитала, или капиталоотдача. Обратный показатель – это капиталоемкость продукции.
В-третьих, важным показателем экономического роста является и отношение объема продукции к затратам природных ресурсов – земли, энергии и так далее. – производительность природных ресурсов. Обратное отношение показывает ресурсоемкость продукции.
Рассмотренные показатели , , и характеризуют производительность соответствующих факторов производства. Кроме указанных отношений между выпуском продукции и отдельными факторами производства используются и отношения между самими факторами производства для характеристики связи между ними. Таким показателем является прежде всего отношение между затратами капитала и затратами труда .
Для анализа экономического роста имеют большое значение и показатели предельной производительности, которые определяют размер прироста
выпуска продукции в зависимости от прироста каждого отдельного фактора при неизменности остальных факторов производства. Во-первых, это отношение добавочного продукта к добавочному труду , то есть предельная производительность труда. Во-вторых, это отношение добавочного продукта к добавочному капиталу - , то есть предельная производительность капитала. В-третьих, отношение добавочной продукции к добавочному использованию природных ресурсов - , то есть предельная производительность природных ресурсов
Показатели предельной производительности (труда, капитала и природных ресурсов) выражают определенный вклад каждого фактора производства в увеличении общего объема выпуска продукции:
Таким образом, общий объем выпуска представляет собой сумму произведений величины каждого из используемых факторов производства на его предельную производительность.
Одним из главных инструментов анализа экономического роста является производственная функция. Производственная функция выражает зависимость между максимальным выпуском продукции и затратами, которые необходимы для ее производства, а также зависимость между самими затратами.
Y означает национальный доход или ВНП данной страны, а L, K, N – наличные трудовые ресурсы, капитал и земельные ресурсы в масштабах национальной экономики.
1.2 Факторы экономического роста.
Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых являются факторы предложения, спроса и распределения.
Экономический рост определяется факторами, характеризующими физическую способность экономики к росту. Эти факторы объединяют в одну группу под названием факторов предложения, к ним относят:
1)Количество и качество трудовых ресурсов: образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда и в результате дают возможность иметь более высокие заработки. Этот фактор определяется, прежде всего, численностью населения страны. Часть населения не включают в число экономически активного. К ней относятся студенты дневной формы обучения, заключенные, лица моложе 16 лет. Так же выделяют безработных – лица, зарегистрировавшиеся в центре занятости и получившие статус безработных. Экономически активное население и безработные составляют рабочую силу страны.1
Однако измерение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и так далее. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.
Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться
«Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской Республики» Тирасполь 2003 6
без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь
за счет повышения качества рабочей силы.
Самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования. В настоящее время более 4/5 американской рабочей силы имеет, по крайней мере, среднее образование. Из них почти 22% - люди с незаконченным высшим и высшим образованием. Только начальное образование имеют менее 6% американских трудящихся. Очевидно, что образование становится доступным для все большего числа граждан.2
2) Наличие капитала. Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размера уже накопленных активов, – чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста.
Информация о работе Экономический рост и связанные с ним проблемы.