Экономический рост: показатели, факторы, тенденции, особенности в россии и за рубежом

Автор работы: Юлия Толмачева, 02 Августа 2010 в 22:11, курсовая работа

Описание

Экономический рост - это увеличение объема создаваемых полезностей и повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.

Содержание

Введение 3
1. Экономический рост и его измерение 5
Понятие и факторы экономического роста 5
Понятие и сущность экономического роста 5
Факторы экономического роста 6
Экономические факторы роста 6
Неэкономические факторы роста 9
Показатели динамики экономического роста 10
Основные типы и модели экономического роста 11
Типы экономического роста 11
Модели экономического роста 12
Условия стабильности экономического роста 14
[+-+-+]
2. Особенности экономического развития в России и за рубежом 16
Экономический рост за рубежом 16
Экономический рост в России 18
3. Государственное регулирование экономического роста 20
3.1. Необходимость и возможность государственного регулирования
экономического роста 20
3.2. Инструменты государственного регулирования экономического
роста 24
Заключение 28
Приложения 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Всё об экономическом росте.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

      «Сегодня снижение темпов экономического роста, а то и спад, чреваты не только возникновением экономических проблем, но и политическими потрясениями. Угроза его серьезного замедления может привести к неадекватной реакции властей, которая лишь усугубит экономические трудности. Очень многое в дальнейшем развитии зависит от их способности адекватно реагировать на кризисные явления, что является важной проблемой современной политической и экономической системы России»21 - так ученые характеризуют экономическую ситуацию в современном российском государстве. Нельзя не согласиться с тем, что Правительству и в самом деле следует направить свою политику в русло улучшения экономического положения и постараться адекватно отнестись к проблеме мирового финансового кризиса, акцентируя внимание на повышении темпов экономического роста. Какие же меры государство принимает в отношении экономического развития, и каким образом эти меры воплощаются в жизнь?

    На  фоне почти 10-летнего (с 1999 года) периода  высоких темпов экономического роста  в России закономерным является возрастание  интереса к долгосрочным социально-экономическим проблемам и перспективам развития22.

    В 2007 году правительство приступило к разработке долгосрочной Стратегии социально-экономического развития страны, охватывающий период до 2020 года. За этим должна последовать долгосрочная бюджетная проектировка. Перспективные ориентиры должны быть установлены для субъектов Федерации и муниципальных образований. Все эти документы предполагается увязать в единую систему посредством федерального закона о социально-экономической стратегии развития страны, разрабатываемого по поручению президента РФ.

      «Можно выделить три наиболее общих позитивных момента данного документа (которые, видимо, останутся и в окончательной редакции): бесспорность поставленных (хотя и не всех возможных) приоритетов; переход от средне- к долгосрочному целеполаганию; фиксация на официальном уровне понятия «институциональная среда»23

    Общепризнано, что единой теории «государственного  капитализма» не существует, и в  него включаются различные модели экономического развития (тоталитарные, авторитарные, традиционные), в которых государство становится основным субъектом экономического процесса.

    Хотя  модель «государственного капитализма» в России окончательно не сформировалась, по многим показателям она относится  к авторитарным режимам – при наличии общепринятых (цивилизованных) норм в правовой базе и наличии базисных институтов рыночной экономики. Среди ее особенностей помимо роста прямого вмешательства в экономику отмечаются общие процессы подмены государством рыночных механизмов распределения доходов и ресурсов, рост коррупции в государственных структурах в рамках централизации в политической структуре. Все это ведет к росту симптомов неэффективности и в перспективе ограничивает возможности для экономического роста24.

    По  мнению президента государственной  корпорации «Ростехнологии» С.Чемизова, чтобы вывести Россию на уровень мировой державы через 10-12 лет, необходимо совершить не просто рывок, а самы й настоящий экономический прорыв, то есть сразу перейти с четвертого на шестой технологический уклад. У России есть реальная возможность стать мировым лидером по более чем 20 прорывным макротехнологиям уже через пять-семь лет. В качестве примера он приводит создание новой высокотехнологичной отрасли по производству биотоплива из отходов деревообработки, самых дешевых источников сырья25

    Что такое технологические уклады? Экономическая  теория технического развития основывается на концепции технологических укладов, представляющая совокупность технологически связанных между собой производств. Входящие в один технологический уклад производства объединены одинаковым техническим уровнем, требованиями к качеству исходного сырья, полуфабрикатов и конечной продукции, а также к квалификации рабочей силы.

    Для анализа причин и факторов, влияющих на зарождение и смену технологических  укладов, привлечем дополнительно теории длинных волн. По мнению некоторых ученых, каждая из них представляет собой технологический уклад. «Бесспорное достижение концепций длинных волн – доказательство статистическими (эмпирическими) данными существования колебаний в экономической динамике. К 1980-м гг. Зафиксировано пять таких колебаний. Последние три возникли соответственно в 1900, 1950, 1980-х гг. Импульсами к зарождению явились технологически взаимосвязанные нововведения в четырех секторах экономики: энергетике, производстве орудий труда, в транспортной системе и связи, а также в способах обработки материалов. Вначале нового тысячелетия заявил о себе шестой цикл. В его основе пока только нанотехнологии»26 
 
 

    1. Инструменты государственного регулирования  экономического роста.
 

    Как видно из предыдущего параграфа, государство действительно играет важную роль в регулировании экономического роста. Какие же меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс?

    Приверженцы разных экономических взглядов понятие «эффективная государственная политика» понимают по-разному. Вследствие этого у каждого направления экономической мысли интерпретация методов и инструментов, обеспечивающих условия для лучшего экономического роста, различная. Рассмотрим некоторые из таких интерпретаций.

    Например, сторонники “экономики  предложения”  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на  выплаты  по  процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В  отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог  на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции.

    В  противоположность  сторонникам  “экономики  предложения” кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения”  отдают  предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

    При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины в том, что  увеличение темпов экономического роста  является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

    Конкретная  экономическая политика государства, направленная на ускорение и качественное улучшение экономического роста страны, имеет несколько направлений, каждое из которых имеет свои особенности.

    Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — это совокупность финансовых мероприятий государства (таких, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости или борьба с инфляцией) по регулированию правительственных доходов и расходов. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

    К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

    С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

    К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

    В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную. 

    Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.

    Первая  зависимость: рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

    Другая  функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов  уменьшает личный располагаемый  доход домашних хозяйств.

    Данные  функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства  для воздействия на экономический  цикл. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах  роста ВНП увеличиваются государственные  расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства. 

    Другой  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

    На  фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном  налогообложении еще быстрее  увеличиваются суммы налогов. В  этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

    На  фазе кризиса налоговые поступления  автоматически уменьшаются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.

    Из  сказанного видно, сколь большое  место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Информация о работе Экономический рост: показатели, факторы, тенденции, особенности в россии и за рубежом