Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, цели и факторов экономического роста.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения;
- рассмотреть источники, факторы и типы экономического роста;
- изучить модели экономического роста;
- проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
1. Содержание и типы экономического роста…………………………………….…….. 5
1.1 Понятие экономического роста и его измерение……………………………… 5
1.2 Типы экономического роста………………………………................................. 9
1.3 Модели экономического роста………………………………………………….. 12
2. Факторы экономического роста в современной экономике…………………………. 16
2.1. Основные факторы экономического роста…………......................................... 16
2.2. Преимущества и недостатки экономического роста………………………….. 19
2.3. Государственное регулирование экономического роста……………………... 22
3. Проблема экономического роста в Республике Беларусь…………………………… 25
Заключение………………………………………………………………………................ 40
Список использованных источников…………………………………………………….. 42
Приложение………………………………………………………………………..............
Более того, экономический рост имеет существенные издержки:
По мере роста запаса капитала, дополнительный выпуск, производимый с помощью дополнительной единицы капитала, т.е. дополнительных инвестиций уменьшается. Из-за уменьшающейся отдачи от капитала, более высокие сбережения и инвестиции приведут к более высокому росту только на некоторый начальный период времени, но рост будет замедляться по мере того, как экономика будет накапливать более высокий уровень запаса капитала. Таким образом, рост нормы сбережений дает лишь временный эффект ускорения экономического роста. Следовательно, в долгосрочном периоде более высокая норма сбережений приводит к более высокому уровню производительности труда и более высокому доходу, но вовсе не к ускоренному росту этих показателей. Это может обеспечить только технологический прогресс. Кроме того, принимая во внимание феномен уменьшающейся отдачи от капитала, можно сделать еще один важный вывод: дополнительное увеличение капитала в бедной стране увеличивает рост в большей степени, чем такое же увеличение капитала в богатой стране, т.е. страны с низким уровнем развития имеют предпосылки для более быстрого экономического роста. Это явление, как уже отмечалось, носит название «эффекта быстрого старта». В развитых странах техническая оснащенность производства очень высока. Вследствие этого даже значительный прирост капитала, приходящегося на одного рабочего, приводит к весьма небольшому приросту производительности труда. Поэтому при равенстве доли ВВП, направляемой на инвестиции, бедные страны достигают более высоких темпов развития, чем богатые. Например, в течение 30 последних лет США и Южная Корея инвестировали примерно одну и ту же долю ВВП. Однако рост ВВП США составил в среднем 2%, в то время как у Южной Кореи этот показатель достиг 6%.
В начале 70-х годов XX в. некоторые экономисты выступили с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при сохранении существующих тенденций развития общества. Так, в докладе Римского клуба «Пределы роста», подготовленном исследовательской группой Массачусетского технологического института США под руководством проф. Д. Медоуса, отмечалось, что в связи с обострением противоречий между быстро растущим населением Земли, бурным развитием производства инвестиционных товаров и быстро истощающимися природными ресурсами планеты каждый день продолжающегося роста все более приближает мировую систему к пределам этого роста. На основе нашего нынешнего знания физических границ планеты можно предполагать, что фаза роста должна кончиться в течение ближайших ста лет. Далее, по мнению автора доклада, при существующих тенденциях достижение «пределов роста» неизбежно будет сопровождаться стихийным сокращением численности населения и промышленного производства в результате голода, разрушения окружающей среды, истощения ресурсов и т.д. В этой ситуации, по мнению авторов доклада, единственным выходом является поддержание «нулевого роста».
Сторонники «нулевого роста» утверждают, что технический прогресс и экономический рост приводят к целому ряду отрицательных явлений современной жизни: загрязнению окружающей среды, промышленному шуму, выбросу отравляющих веществ, ухудшению облика городов и т.д. Поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью, то со временем они возвращаются в окружающую среду в виде отходов. В силу этого сторонники «нулевого роста» считают, что экономический рост должен целенаправленно сдерживаться. Признавая, что экономический рост обеспечивает увеличение объема товаров и услуг, сторонники «нулевого роста» приходят к выводу, что экономический рост не всегда может создать высокое качество жизни.
В то же время оппоненты Д. Медоуса и его единомышленников — сторонники экономического роста — полагают, что этот рост сам по себе смягчает противоречия между неограниченными потребностями и редкими ресурсами, так как в условиях экономического роста имеется возможность поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и повышать личные доходы.
Что
же касается окружающей среды, то сторонники
экономического роста считают, что
ее загрязнение является не следствием
экономического роста, а результатом
неправильного ценообразования, искаженного
экстерналиями. Для решения этой
проблемы необходимо как введение законодательных
ограничений или особых налогов, так и
формирование рынка прав на загрязнение.
2.3.
Государственное регулирование
экономического роста
Проблемы обеспечения экономического роста напрямую связаны с проблемами повышения уровня жизни населения. Полное и эффективное использование факторов экономического роста, так или иначе, требует государственного регулирования.
По поводу методов государственного регулирования экономического роста существуют различные точки зрения.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропагандируют политику ''дешевых денег'', рекомендуя устанавливать низкие ставки процента как средство стимулирования капиталовложений. При чрезмерном экономическом росте кейнсианцы предлагают использовать финансово-бюджетную политику для ограничения правительственных расходов и потребления, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В
противоположность кейнсианцам
сторонники ''экономики предложения''
делают упор на факторы, повышающие производственный
потенциал экономической
В общем случае можно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочной цели поддержания необходимого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них сторонники ''экономики предложения'' отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полных занятости трудоспособного населения и загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Некоторые из них пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.
Государство также с помощью экономической политики может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то увеличивается экономический потенциал страны, и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:
Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены. Даже малейшая возможность политической нестабильности создает неопределенность в отношении прав собственности, потому что революционное правительство может конфисковать собственность, особенно капитал. Это направление политики важно: