Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, цели и факторов экономического роста.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
- раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения;
- рассмотреть источники, факторы и типы экономического роста;
- изучить модели экономического роста;
- проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
1. Содержание и типы экономического роста…………………………………….…….. 5
1.1 Понятие экономического роста и его измерение……………………………… 5
1.2 Типы экономического роста………………………………................................. 9
1.3 Модели экономического роста………………………………………………….. 12
2. Факторы экономического роста в современной экономике…………………………. 16
2.1. Основные факторы экономического роста…………......................................... 16
2.2. Преимущества и недостатки экономического роста………………………….. 19
2.3. Государственное регулирование экономического роста……………………... 22
3. Проблема экономического роста в Республике Беларусь…………………………… 25
Заключение………………………………………………………………………................ 40
Список использованных источников…………………………………………………….. 42
Приложение………………………………………………………………………..............
3. Проблемы экономического
роста в Республике
Беларусь
Республика Беларусь приобрела государственный суверенитет в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие XX в. по праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего испытания на устойчивость и жизнеспособность.
Разрушительные тенденции, обусловленные распадом СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного механизма, односторонностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались. Так, в 1995 г. валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 г. сократился на 35%, объем промышленной продукции - на 39%, производство потребительских товаров - на 40%, валовая продукция сельского хозяйства - на 26%, инвестиции в основной капитал - на 61%, реальные денежные доходы населения - на 38%. Индекс потребительских цен за пять лет возрос в 44 тыс. раз [18, с. 18].
Главными причинами столь плачевного состояния экономики страны были:
-
разрушение десятилетиями
-
общесистемный коллапс старого
хозяйственного механизма,
-
неготовность власти к решению
сложных и нестандартных
-
попытка разрешить все
-
чрезмерная политизация
-
ложные представления о
-
отсутствие научно
Необходимость преломления столь далеко зашедших и опасных для экономической безопасности страны тенденций стала жесткой необходимостью. В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и Программа-2000, которые определили не только стратегию преодоления кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных задач.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991
– 1995 гг. – период глубокого
затяжного экономического
1996 – 2000 гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;
2001
- 2005 гг. и следующие пятилетие
– переход на инновационный
путь устойчивого
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы[14, с. 452].
Экономический
кризис проявился в постоянном снижении
объемов производства, падении уровня
жизни населения и усилении дифференциации
его доходов, росте инфляции и безработицы.
Динамика основных экономических показателей
страны за годы экономического кризиса
приведена в табл. 2.1.
Таблица
2.1 Изменение основных экономических
показателей Республики Беларусь за 1991—1995
гг.
Показатель | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1995 г. к 1990 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Валовой внутренний продукт, % | 98,8 | 90,4 | 92,4 | 88,3 | 89,6 | 65,3 |
Продукция промышленности, % | 99,0 | 90,8 | 90,6 | 85,4 | 88,3 | 61,4 |
Продукция сельского хозяйства, % | 95,1 | 91,5 | 103,7 | 85,6 | 95,3 | 73,6 |
Инвестиции в основной капитал, % | 104,0 | 71,0 | 85,0 | 89,0 | 59,0 | 38,5 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз | 1,8 | 16,6 | 21,0 | 20,6 | 3,4 | 43948,0 |
Реальные денежные доходы населения, % | 100,2 | 80,2 | 115,9 | 90,8 | 73,5 | 62,2 |
Примечание.
Источник: [14]
Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП и 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — (51,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование. Это подтверждает вывод о том, что причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР. Это привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.
Однако
первые попытки осуществить
Ведущая
роль в осуществлении этих направлений
принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной
составляющей и реализации комплексных
мер по реформированию экономики, что
обусловило необходимость разработки
специальных программ. Так, с целью вывода
страны из кризисного состояния были разработаны
Программа перехода Республики Беларусь
к рыночной экономике, Программа неотложных
мер по выходу экономики из кризисного
состояния, реализация которых позволила
в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции
и дефицит государственного бюджета, затормозить
падение уровня жизни народа, приостановить
обвальный спад производства. В 1996 г. были
разработаны и одобрены Всебелорусским
народным собранием Основные направления
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996—2000 гг. Их осуществление,
наряду с другими мерами, позволило, начиная
с 1996 г., преодолеть спад производства,
достичь положительной динамики макроэкономических
процессов, обеспечить ежегодные приросты
ВВП, производства промышленной продукции,
потребительских товаров (табл. 2.2).
Таблица
2.2 Динамика роста основных экономических
показателей Республики Беларусь в 1996—2000
гг.
Показатель | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2000 г. к 1995 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Валовой внутренний продукт, % | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 105,8 | 135,8 |
Продукция промышленности, % | 103,5 | 118,8 | 112,4 | 110,3 | 107,8 | 164,3 |
Производство потребительских товаров, % | 109,0 | 122,8 | 120,8 | 109,2 | 104,1 | 183,8 |
Продукция сельского хозяйства, % | 102,4 | 95,1 | 99,3 | 91,7 | 109,3 | 96,9 |
Инвестиции в основной капитал, % | 95,0 | 120,0 | 125,0 | 92,0 | 102,0 | 133,7 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз | 1,4 | 1,6 | 2,8 | 3,5 | 2,1 | 46,1 |
Реальные денежные доходы населения, % | 117,0 | 106,0 | 119,0 | 97,0 | 120,0 | 171,6 |
Примечание. Источник: [14, с. 453]
Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи: