Экономическое реформирование и проблемы отношений собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы и послужила основанием для выбора темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть понятие собственности как экономической категории, изучить основные проблемы собственности на землю в РБ, указать итоги реформирования земельной собственности и перспективы развития в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1.Собственность как экономическая категория
1.2. Основные формы и виды собственности и их особенности
1.3.Формы и методы разгосударствления и приватизации
1.4.Опыт приватизации земельной собственности за рубежом
2.ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1.Формирование правовой базы проведения аграрной реформы с начала 90-х гг. в Республике Беларусь
2.2 Нынешнее состояние и проблемы отношений собственности на землю.
2.3. Итоги реформирования собственности в РБ и перспективы развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Собственность.docx

— 67.84 Кб (Скачать документ)

Приватизация  в  переходной  экономике  является преобладающей  формой  разгосударствления,  с  одной  стороны,  и  наделения граждан  собственностью  за  счет  тех  или  иных   форм   перераспределения общественного имущества, с другой..

Приватизация – это передача государственных активов (имущества и ценных бумаг) частному сектору, сопровождающаяся коренной перестройкой существующей институциональной структуры экономики, перераспределением экономических и производственных ресурсов, введением новых методов управления.

   Субъекты приватизации:

  • граждане страны;
  • юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью;
  • трудовые коллективы госпредприятий;
  • иностранные граждане и инвесторы.

Объекты приватизации: находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества.

Не подлежат приватизации:

-   предприятия оборонного комплекса;

-   объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;

-   естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;

- казенные предприятия, т. е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета).

       В странах с переходной экономикой существует два основных подхода к проведению приватизации:

  • бесплатная передача государственного имущества трудовым коллективам и населению;
  • платная передача имущества, т.е. его продажа.

Бесплатная приватизация в большинстве  переходных экономик осуществлялась путем  выдачи населению приватизационных чеков (ваучеров), т.е. ценных бумаг на предъявителя, которые дают их владельцу  право на бесплатное приобретение акций  приватизируемых предприятий и  право получения дивидендов на эти  акции В РБ в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье», которые бесплатно могли получить только граждане РБ.

Выдача ваучеров позволяет быстро распределить активы государственных  предприятий среди большого числа  граждан. Ваучерные схемы приватизации не дают доходов в государственный  бюджет, но позволяют при наличии  и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг – акций, облигаций, векселей – наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Платная приватизация – это продажа имущества государственных приватизируемых предприятий на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом, акционирование государственных предприятий.

При продаже на аукционе объекты  государственной собственности  приобретаются по правилам аукционных торгов, т.е.  имущество переходит в собственность покупателя, предлагающего наивысшую цену.

При продаже по конкурсу предусматриваются  определенные условия по дальнейшему  использованию предприятия: например сохранение профиля предприятия, недопущение  массовых увольнений, соблюдение экологических  требований и так далее.

Выкуп арендуемого имущества – считается наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов, так как во-первых, сохраняется трудовой коллектив, во-вторых – в бюджет поступает стоимость выкупаемого имущества. Выкуп может быть как единовременным, так и в рассрочку.

Реприватизация – это восстановление в правах собственности лиц, у которых она была когда-то конфискована или национализирована. Основная ее форма – реституция, т.е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде или выплата компенсации, если в натуральном виде ее нельзя вернуть.

Разновидностями названных методов  являются также: выкуп контрольного пакета акций, безвозмездная передача органам местной власти, ликвидация предприятия, создание государственного предприятия с участием иностранного капитала.

При несовершенстве законодательной  базы и недостаточном контроле со стороны правительства возможна стихийная приватизация, т.е. случаи скупки за бесценок или просто присвоения государственного имущества. Иногда крупные  предприятия дробятся на более мелкие, возглавляемые близкими к руководству  людьми.

 Согласно законодательству в настоящее время в Беларуси используются следующие методы приватизации:

  • преобразование предприятий в ОАО;
  • продажа по конкурсу;
  • продажа на аукционе.

         Существует несколько способов приватизации земли:

  • возвращение земли бывшим ее владельцам – (реституция);
  • социально справедливый, когда все работники сельхозпредприятий имеют право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности;
  • передача земли эффективным собственникам.

 

1.4.Опыт приватизации  земельной собственности за рубежом

Причины приватизации государственной  собственности в странах с  рыночной экономикой:

  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  2. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  3. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  4. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну.

Аренда земли(особенно сельскохозяйственных земель) считается весьма перспективным  направлением хозяйствования в иностранных государствах. Так, в Великобритании и Австралии примерно 1/3 всех фермерских хозяйств и 40% сельскохозяйственных угодий сданы в аренду, в США- 2/3 сельскохозяйственных земель, в Нидерландах такие земли составляют 35% всего земельного фонда[9,с.55].

В Болгарии – существуют 3 формы  собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.

В Германии – частная форма собственности  в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства  объединены в кооперативы.

В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов  в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли. 

В США – примерно 30% составляет государственная форма собственности  на землю и 70% - частная, включая кооперативную.

Частная собственность на землю  среди стран СНГ признана Россией(1990), Арменией(1991), Грузией(1996), Украиной(1992), Молдавией(1992) и Туркменистаном(1992).В остальных странах региона земля остается в собственности государства полностью или разрешена собственность только на небольшие приусадебные участки. Не во всех странах разрешены земельные сделки, т. е. земельный оборот остается под запретом [1,с.350].

Мировой опыт землевладения и землепользования показывает, что земельные отношения  в странах с рыночной экономикой строятся на праве как частной, так и государственной собственности с различными разновидностями. В условиях становления в РБ рыночной экономики проблема развития форм собственности на землю является весьма актуальной как в теоретическом отношении, так и на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1.Формирование правовой базы проведения аграрной реформы с начала 90-х гг. в Республике Беларусь

В последнее время в Беларуси осуществляется переход от советского земельного строя, в основе которого лежала исключительная собственность государства на землю, к земельному строю, диктуемому задачами формирования институтов рыночной экономики. 
Предпринимавшиеся в СССР во второй половине 1980-х годов попытки оживить стагнирующий аграрный сектор экономики (прежде всего внедрение подрядной организации труда) оказались неэффективными. Принятие в конце 1980-х - начале 1990-х годов Верховным Советом СССР законов "О кооперации" (26 мая 1988 г.) и "Об аренде" и законодательных актов Верховного Совета БССР "Кодекса о земле", "Об аренде", "О собственности", и других нормативных актов стали попыткой реализации концепции плюрализма форм хозяйствования на селе.  
Однако все более очевидной становилась необходимость глубоких аграрных преобразований с целью перехода к рыночным отношениям и создания эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Это означает необходимость реорганизовать действующую систему административно-хозяйственного управления; осуществить разгосударствление и приватизацию государственных агропромышленных предприятий; реформировать сельскохозяйственные предприятия в структуры рыночного типа; обеспечить защиту собственности и капитала в сфере агропромышленного производства. Таким образом, аграрная реформа должна охватить отношения собственности; земельные отношения; организационно-правовые формы участников аграрных правоотношений; экономические взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования. Главным для этой курсовой является проблема собственности на землю. Рассмотрим изменения именно в этом вопросе. 
В процессе формирования правовой базы проведения аграрной реформы с начала 1990-х годов в РБ можно выделить несколько этапов. 
 
Первый этап. Начало 1990-х годов. 
В 1990 г. была разработана первая Программа перехода агропромышленного комплекса Белорусской ССР к регулируемой рыночной экономике. В республике предлагалось создать равные условия хозяйствования как для государственных, так и для кооперативных и личных подсобных хозяйств граждан; признать право частной собственности на землю; создать условия для становления и развития крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Во многом положения вышеназванных программ нашли свое отражение в принятых в дальнейшем нормативно-правовых актах, которые в определенной мере раскрепостили крестьянство. 
Земельный кодекс Беларуси 1990 г. впервые за годы Советской власти разрешил создавать частные индивидуальные хозяйства вне коллективных сельскохозяйственных предприятий - колхозов и совхозов. Такие хозяйства стали, как правило, называться крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в отличие от приусадебных участков работников коллективных хозяйств. Кодекс предоставил право выхода работника колхоза или совхоза с паем земли с целью создания крестьянского хозяйства. Лица, не являющиеся работниками колхоза или совхоза, могли обратиться с просьбой о выделении им участка земли для создания фермерского хозяйства к местным органам власти. Вместе с тем, площадь фермерского хозяйства ограничивалась 50 га земли и передавалась фермерам в пожизненное наследуемое владение, т.е. применялась стандартная советская форма землепользования, которая допускала индивидуальное землепользование без права передачи. Так, землю в крестьянских (фермерских) хозяйствах нельзя было делить на меньшие участки, продавать, обменивать или сдавать в субаренду. В известном смысле, крестьянские (фермерские) хозяйства вообще не являлись частными, поскольку земля оставалась в исключительной собственности государства и передавалась фермерам на правах пользования. 
Кроме права на создание индивидуальных хозяйств, Земельный кодекс 1990 г. заложил правовую базу для внутреннего реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий. Он разрешил создавать внутри этих предприятий автономные производственные кооперати- 
вы, с предоставлением каждому кооперативу соответствующего участка земли из земель коллективного хозяйства. 
Наиболее важное решение, которое привело к широкомасштабному распределению земли индивидуальным владельцам, - декабрьская 1990 г. Резолюция Верховного Совета Беларуси о земельной реформе, удвоившая максимально допустимую площадь приусадебного участка до 1 гектара. В соответствии с этой резолюцией был сформирован государственный резерв для распределения земли лицам, желающим увеличить площадь своих приусадебных участков и создать фермерское хозяйство (разрешенное Земельным кодексом). В результате доля сельскохозяйственных земель в пользовании подсобных крестьянских хозяйств увеличилась с 5% в 1990 г. до 12% в 1997 году. 
В то же время Земельным кодексом 1990 г. в республике была запрещена частная собственность на все сельскохозяйственные угодья. В частной собственности могли находиться лишь земли на приусадебных участках, тогда как все земли, предназначенные для товарного производства, оставались в государственной собственности, как это было в эпоху советского строя.  
В 1993 г. закон "О праве собственности на землю" разрешил частную собственность на землю приусадебных участков и дачных кооперативов, но не давал такого права другим землепользователям - владельцам фермерских хозяйств и сельскохозяйственным предприятиям (колхозам и совхозам). Все сельскохозяйственные земли вне приусадебных участков, т.е. земли коммерческого назначения, оставались в государственной собственности. В соответствии с Кодексом о земле гражданам Республики была предоставлена возможность дополнительно арендовать землю для ведения сельского хозяйства. 
Таким образом, была ликвидирована государственная монополия на землю. Гражданам для ведения фермерского хозяйства, а также для удовлетворения личных потребностей было предусмотрено предоставление земельных участков не на праве постоянного пользования, а на праве пожизненного наследуемого владения. Однако это не означало права собственности на землю. Доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к земле по-прежнему регулировался административно-правовыми, а не гражданско-правовыми (рыночными) средствами. К тому же гражданам для ведения фермерских хозяйств зачастую предоставлялись земли худшего качества.  
Второй этап создания правовой базы аграрной реформы связан с принятием в 1996 г. новой редакции Конституции РБ, закрепившей две формы собственности в республике: государственную и частную; право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения; о гарантировании со стороны государства равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности.  
В целом данный этап характеризуется замедлением процессов реформирования в аграрном секторе РБ. Не был решен вопрос о праве собственности на землю для сельскохозяйственных предприятий. 
Третий этап создания правовой базы. Принят новый Гражданский кодекс РБ в декабре 1998 г., в котором был установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций.  
С 1 января 1999 г. вступил в действие и новый Кодекс РБ о земле. Однако это не привело к принципиальным изменениям в правах на землю для сельскохозяйственных организаций (для них предусмотрено лишь право постоянного пользования и аренды), но существенно расширились права граждан в области земельных правоотношений, более детально были регламентированы вопросы права частной собственности на землю.

Кодекс о земле 1999 г. закрепил только две формы собственности  на землю - государственную и частную. Однако все сельскохозяйственные земли в РБ по-прежнему находились исключительно в собственности государства и передавались в пользование сельскохозяйственным производителям на правах пользования. Но это общее правило имело в новом Кодексе два исключения:  
- в частной собственности может находиться до 1 га сельскохозяйственной земли на приусадебном участке; 
- в частной собственности может находиться и до 0,25 га сельскохозяйственной земли, выделенной под строительство частного дома и вокруг него. 
Землю, находящуюся в частной собственности, можно уже продавать, покупать, отдавать под залог, сдавать в аренду и завещать наследникам. 
Кроме частной собственности Кодекс о земле 1999 г. признал и три типа прав пользования землей: право временного пользования, пожизненного наследования (для физических лиц) и постоянного пользования (для предприятий). Земля, переданная в пользование, не может быть переуступленной и являться предметом каких-либо сделок. Землю, переданную в пожизненное наследование, фактически разрешено завещать наследникам лишь в случае отсутствия на ней зданий или прочих сооружений. Разрешено было также передавать землю и в аренду, но лишь ее владельцам, т.е. местным органам власти - владельцам государственной земли и частными лицами - владельцам приусадебных участков. 
Кодекс о земле (1999 г.) снял некоторые прежние ограничения и на индивидуальное землепользование: 
 
- владельцы приусадебных участков получили право арендовать до 2 гектаров земли для целей подсобного производства; в результате этого приусадебный участок крестьянина может расшириться до 3 га; 
- владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств получили право иметь до 100 га сельскохозяйственных земель, переданных в пожизненное наследуемое владение, которые не являются частной собственностью (это выше предела 50 га, установленного Земельным кодексом 1990 г.); 
- крестьянские (фермерские) хозяйства получили право арендовать любое количество земли для ведения сельскохозяйственного производства. 
Земельный кодекс 1999 г. предусмотрел и создание новых институтов для надлежащего функционирования рынка земли (в т.ч. создание Земельного кадастра).

Новый Гражданский кодекс также положительно повлиял на развитие рынка земли, сняв некоторые ограничения  на аренду и залог земли (так, арендаторам  земли разрешили сдавать землю, которую они использовали, в субаренду). 
          Вместе с тем, новые законы содержат и некоторые новые ограничения прав пользования землей сельхозпроизводителями. Так, Земельный кодекс 1999 г. содержит перечень различных причин, по которым владелец земли, которым в РБ практически во всех случаях является местная власть, может прекратить права сельскохозяйственного производителя (сельскохозяйственного предприятия или крестьянского хозяйства) на пользование землей в случае ее неэффективного использования (например, владелец хозяйства может утратить право пользоваться землей, если урожайность в конкретном году ниже так называемой "нормальной" для данного региона республики). Это положение практически разрешило в республике бесконтрольное административное вмешательство в права новых владельцев земли и вело к неопределенности в землепользовании.  
         Несмотря на снятие на рубеже XX столетия некоторых ограничений на пользование землей и права собственности, по-прежнему была не только не разрешена частная собственность на землю сельскохозяйственного назначения, но и жестко ограничена передача земли на уровне сельхозпроизводителей. Нерешенные вопросы собственности на землю и ее передачи оставались и остаются главным препятствием на пути реформирования аграрного сектора экономики РБ. 
          В целом, необходимо отметить непоследовательность и противоречивость проводимой аграрной политики. С одной стороны, провозглашается расширение прав субъектов хозяйствования, С другой стороны, сохраняются административно-управленческие методы и рычаги воздействия на аграрные отношения, Все это свидетельствует о необходимости принятия более кардинальных мер, направленных на реализацию аграрной реформы в Беларуси. 
        Важным направлением совершенствования земельного законодательства должно стать максимальное использование возможностей, предоставленных Гражданским Кодексом в сфере регулирования земельных правоотношений, например, возможности передачи по наследству права аренды земельного участка, что актуально для крестьянских (фермерских) хозяйств, передачи в залог права аренды земельных участков. 
       Нуждается в развитии и институт аренды земель сельскохозяйственного назначения, учитывая, что для сельскохозяйственных предприятий исключается право собственности на землю (ст. 13 Конституции РБ). 
        Актуально сегодня законодательное регламентирование правоотношений собственности в АПК, и в том числе государственной собственности, где должны быть оговорены специфические права товаропроизводителей, собственников, владельцев, пользователей и государства относительно новых форм собственности и хозяйствования, особенно применительно к кооперативным формам и акционерным обществам, в которых имеется государственное имущество. Данное законодательство должно стать составной частью специального кооперативного и акционерного права РБ, которое следует разработать по примеру экономически развитых стран. 

2.2 Нынешнее  состояние  и проблемы отношений  собственности на землю. 
         Из имеющихся в РБ 9.1млн га сельскохозяйственных угодий в государственной собственности находится 7.1млн га, в личных хозяйствах- около 1 млн га(10%),из которых приватизировано лишь 70тыс.га(7.4%).Площадь крестьянских(фермерских) хозяйств составляет 124.5 тыс. га, из которых 46% находится в пожизненном наследуемом владении и 54% арендуется. Под коллективные сады, дачное строительство отведено около 70 тыс. га земель, в том числе приватизировано 16 тыс.га(23%). Общая площадь сельскохозяйственных земель, находящихся в пользовании, владении и распоряжении граждан, составляет 1.2 млн. га (13.2%) [10,с.68].


В Беларуси продолжается процесс реформирования в сфере земельных отношений. В настоящее время в РБ  вопросы изъятия и предоставления земельных участков регулируются рядом нормативных правовых актов различного уровня..Указы  президента РБ от 27 декабря 2007г. №667”Об изъятии и предоставлении земельных участков”,от 6 февраля 2009г.№64О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента РБ по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков”,от 2 февраля 2009г. №58 О некоторых мерах по защите имущественных прав  при изъятии земельных участков для государственных нужд; Кодекс РБ о земле от 23 июля 2008г. (далее КоЗ).

 Значительные изменения внесены в Кодексе о земле, новая редакция которого вступила в силу с 1 января 2009 года.

В данном документе максимально защищены права арендаторов. Кодексом предусмотрено увеличение сроков аренды земельных участков. Сроки аренды определяются заключаемым договором. При этом сроки не должны превышать 99 лет а аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может составлять менее 5 лет.

 Впервые закреплено правило  о том, что если земельные  участки предоставляются для  целей, связанных со строительством  капитальных строений, то срок  аренды участка не должен быть  меньше нормативного срока строительства  и эксплуатации объекта недвижимости. Что же касается аренды земельных  участков, предназначенных для сельскохозяйственного  использования, то срок их аренды  не может быть меньше 10 лет.  Тем не менее, он может быть  уменьшен по желанию арендатора.

Впервые в законодательстве каждому  собственнику квартиры в блокированном  жилом доме разрешено оформлять  земельный участок, при этом размер участка, необходимого для обслуживания квартиры, установлен таким же, как  и для обслуживания всего жилого дома.

Впервые закреплено правило о том, что земельные участки на территории республики могут наследовать иностранные  граждане и лица без гражданства. Это единственное основание получения  такими лицами земельных участков в  собственность и пожизненное  наследуемое владение. В свою очередь  данные категории граждан получили возможность передавать земельные  участки по наследству, в то время  как отчуждение земельных участков возможно только либо гражданам РБ, либо местным исполнительным или распорядительным органам. Для решения вопросов, связанных с оформлением прав на земельные участки, переданные по наследству, установлен 18-месячный срок со дня открытия наследства, в течение которого наследники должны обратиться в специализированные организации за оформлением прав на земельные участки.

Информация о работе Экономическое реформирование и проблемы отношений собственности на землю