Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа
Нарушения в природных системах вызваны техногенным типом экономического роста, специфическая особенность которого заключается в фактическом исключении из сферы экономических интересов хозяйствующих субъектов отношений природопользования. Такая специфика приводит к формированию внешних эффектов. Их стремительный рост в условиях трансформационной экономики существенно осложняет взаимоотношения в бинарной оппозиции «природа - общество». Быстрому развитию этой негативной тенденции способствует целый ряд факторов, среди которых одно из главных мест занимает современная деятельность промышленных предприятий.
Понятие экстерналий»……………………………………5
Глава 2 «Виды экстерналий»………….............................................7
2.1 «Отрицательные и положительные внешние эффекты»..10
Глава 3 «Совокупные и предельные внешние издержки»……….13
3.1 «Предельные общественные издержки»………………….14
3.2 «Внешние эффекты в потреблении»……………………...14
Глава 4 « Внешние эффекты и окружающая среда»……………..19
Глава 5 «Государственное регулирование внешних эффектов
и охрана окружающей среды…………………..………..22
Глава 6 « Применение теории внешних эффектов в экономической
практике. Теорема Коуза»……………………………….
Однако использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.
MPC + MEC = MSC ,
что
побудит фирму осуществлять выпуск
в общественно оптимальном
Если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.
По
этим причинам для уменьшения отрицательных
внешних эффектов часто используются
не корректирующие налоги и не штрафы,
а государственная
Таким образом, можно выделить несколько групп методов, использующихся при реализации государственного экологического регулирования:
-
административно-правовые
-
экономические методы –
-
социально-психологические
Глава 6. Применение теории внешних эффектов в экономической практике. Теорема Коуза.
Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это – следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”. [4]
Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A. C. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coase theorem). Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: «. . . в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны». [7]
Сравнение
системы ценообразования, включающей
ответственность за ущерб от отрицательных
внешних эффектов, с системой
ценообразования, когда такой
ответственности нет, привело
Р. Коуза к парадоксальному
на первый взгляд выводу о том, что
если участники могут договориться
сами, и издержки таких переговоров
ничтожно малы (трансакционные издержки
равны нулю), то в обоих случаях
в условиях совершенной конкуренции
достигается максимально
Р.
Коуз приводит следующий пример.
По соседству расположены
Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается таким же, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будет осуществлять фермер. Однако «конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается, что ценовая система работает без издержек». При нулевых трансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получит свою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений (например, один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.
Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.
Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек «от противного». В реальной действительности они играют огромную роль.
Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Эффективная политика в области контроля загрязнения окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.[2] Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис. 9). Дело в том, что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают, поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.[3] Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например, за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.
Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные недостатки. Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. И, наконец, что особенно важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.
Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.[3] Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет. В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. [8] Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов.[1]
Пусть
установленный стандартом объем
загрязнений равен Q*. Предложение
разрешений на загрязнение является абсолютно
неэластичным и представлено в виде вертикальной
кривой S. Цена лицензии будет зависеть
от спроса D на них как права на сброс
загрязняющих веществ (рис. 10). Равновесие
установится при цене лицензии Р. Если
государство, партия «зеленых» решат улучшить
экологическую ситуацию в области, они
могут купить часть лицензий или изъять
их из обращения. Это равнозначно сокращению
предло
жения
лицензий (S`) и росту их цены (P`).
Одни фирмы будут вынуждены сокращать
выпуск либо внедрять более совершенные
способы производства. Фирмы, для которых
цена лицензий окажется выше издержек
по снижению вредных выбросов, вынуждены
будут прекратить производство, что обеспечит
переход прав на выбросы к фирмам, имеющим
более низкие издержки по снижению вредных
выбросов. В результате достигается повышение
эффективности при более низких издержках.
Таким образом, продажа прав на загрязнение
является гибким средством в борьбе за
улучшение экологической ситуации в стране.
заключение
Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.