Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 16:41, реферат
Смит рассматривает конкуренцию с двух точек зрения, хотя и в том и в другом случае конкуренция трактуется в виде определенного состояния дел. С одной стороны, свобода хозяйственной деятельности в виде свободы вкладывать капитал туда, где он принесет наивысшую прибыль, а также свободы изымать капитал оттуда, где он приносит меньшую прибыль, трактуется Смитом в качестве условия формирования естественной цены – цены свободной конкуренции, центра, вокруг которого разворачиваются все возможные перипетии экономической активности страны.
Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон. Прежде всего она четко выделила сферу анализа, дав определение отрасли, продолжающее и до сих пор лежать в основе теории организации рынков. Отрасль (в современной терминологии это скорее рынок, впрочем различие между отраслью и рынком носят технологический характер и не всегда выделяются) – это «группа фирм, производящих одноименный товар», то есть товар и его ближайшие всевозможные субституты[11].
Со времен Робинсон
приживается наименование «совершенная
конкуренция» в противоположность
другой организации рынка –
Робинсон указывает,
что «различие между
Робинсон указала и обосновала связь между совершенной конкуренцией и ценовой эластичностью рыночного спроса фирмы, что в свою очередь позволило ей добавить новые характеристики к данной модели рынка.
«Совершенная
конкуренция преобладает тогда,
когда спрос на продукцию каждого
производителя абсолютно
К несомненным достоинствам модели рынка Робинсон можно отнести допущение ею, правда, только в весьма теоретической и абстрактной форме, множественности рыночного равновесия. На рынке монополии, как считает Робинсон, из-за особых характеристик спроса и/или издержек возможно наличие многочисленных, по выражению Робинсон, точек равновесия[14]. Хотя это и точки, но все-таки исход рынка не так прямолинеен, каким он был до сих пор. Тем самым допускается возможность разных цен на рынках несовершенной конкуренции. Однако на рынке совершенной конкуренции по-прежнему в модели Робинсон господствует единая цена.
Робинсон приводит обоснование зависимости между монопольной ценой, предельными издержками и ценовой эластичностью спроса. Таким образом она показывает, что монопольная цена не является ни произвольной, ни максимально возможной на рынке.
Со времен Робинсон
в экономической теории постепенно
начинает утверждаться положение о
наличии прямой зависимости между
уровнем концентрации на рынке (числом
продавцов), уровнем рыночной цены и
величиной монопольной прибыли
каждого продавца[15]. Так что теперь
антимонопольные органы получают в
свое распоряжение некий количественный
параметр, удобный для проведения
конкурентной политики – число фирм
на рынке. Складывается механистическое
представление о монополии и
конкуренции на рынке – чем
меньше фирм действует на рынке, тем
сильнее их монопольная власть –
вот логика, которой руководствуются
при проведении антимонопольной
политики. В частности, этот критерий
лежит в основе политики допущения
или запрета слияний и
К заслуге Робинсон
принадлежит разработка параметров
конкуренции. Если раньше считалось,
что конкуренция – это
Робинсон уточняет
технологическую концепцию
Робинсон уточняет
концепцию рыночного
Робинсон, исследуя
монополию, выделяет отрасли, где конкуренция
принципиально в силу технологических
особенностей (масштаба производства
в первую очередь) невозможна. Это
те отрасли, которые позднее будут
названы «естественной
При анализе
политики ценовой дискриминации
Робинсон указывает на неоднозначность
последствий монопольного рынка. Так,
если на одном из рынков, где действует
фирма-монополист, спрос оказывается
«слабым», то при проведении политики
единой цены, в отличие от политики
ценовой дискриминации, ее уровень
может оказаться выше резервной
цены покупателей, так что подобный
рынок без ценовой
Неоднозначность исхода упоминается и в связи с рынком монополии. Так, «если ... монополист получает экономию, одновременно применяя дефицитный фактор производства, за который он не платит ренту полностью, то выпуск в условиях монополии может превысить выпуск в условиях конкуренции»[19].
Заслуга Робинсон заключается и в том, что она распространяет теорию монопольного поведения на покупателей, рассматривая особенности взаимодействия спроса и предложения на рынках монопсонического характера.
В целом же можно
сказать, что для Робинсон совершенная
конкуренция остается идеалом рыночной
экономики, а любые отклонения от
подобного идеала в реальности должны
быть соответствующим образом
Кризис модели совершенной конкуренции
По мере того,
как развивается практика промышленного
регулирования, рассматриваются и
завершаются антимонопольные
Совершенно другой
подход к анализу конкуренции
и монополии открывает Э.
Чемберлин вводит новый термин для характеристики конкурентного состояния дел. Он считает, что правильнее антипод монополии (если уж таковой и встречается) называть не «совершенная», а «чистая»» конкуренция.
Нелюбовь Чемберлина к термину «совершенная конкуренция» объясняется тем, что это понятие «может включать и такие добавочные «совершенства», какие отдельный теоретик может считать удобным и полезным внести в него для решения занимающей его задачи»[21], то есть является совершенно произвольным набором черт. Чистая же конкуренция в понимании Чемберлина – это конкуренция, лишенная примеси монополии, что предполагает отсутствие у продавцов контроля над ценой. Свобода конкуренции понимается Чемберлином в смысле чистой конкуренции, а совершенная конкуренция включает еще дополнительные черты, которые, по мнению Чемберлина, не являются необходимыми для прояснения сути дела.
Чистая конкуренция
Чемберлина – это искусственное
построение, которое нельзя ставить
в качестве исходного пункта описания
реальности, поскольку в реальности
каждый продавец производит дифференцированный
продукт и тем самым выступает
как локальный монополист, формируя
собственный маленький рынок, регулирующий
цену. В такой трактовке продуктовая
дифференциация, а вместе с ней
и рыночная власть фирмы выступают
как естественное следствие конкуренции,
стремления каждого продавца к максимизации
прибыли. Таким образом, по Чемберлину,
монополия оказывает нормальным
результатом конкурентного
Как считает Чемберлин, «реально существующие цены не тяготеют ни к той, ни к другой крайности, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Чисто конкурентная цена не есть нормальная цена, и тенденции к ее установлению не существует...»[23].
«Понятие «монополистической конкуренции» – это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Мы, напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию, и что повсюду, где это имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных частей и рассматривать ситуацию как составленную целиком... из элементов другой»[24].
В отличие от Робинсон, для которой несовершенная конкуренция – повод, чтобы государство вмешивалось в рыночный процесс, Чемберлин считает подобное вмешательство излишним, ибо для него нет оснований. Все, что происходит, - это не тайный сговор крупных фирм, а нормальный процесс развития ситуации на рынке, и помешать ему – значит отклониться от оптимального состояния рынка.
Чемберлин выделяет две формы взаимодействия фирм на монополистическом рынке.
При небольшом
числе фирм, действующих на рынке,
каждый продавец осознает свою зависимость
от поведения других продавцов, взаимное
влияние своих действий на выбор
цен и объемов конкурентами. Как
пишет Чемберлин, «продавцу приходится
брать в расчет не только то, что
его конкурент делает теперь, но
и то, что конкурент вынужден будет
сделать в связи с той
Подобная стратегия
вслед за Чемберлином будет называться
«сознательным параллелизмом» и
в течение достаточно долгого
периода времени будет
Если же число продавцов на рынке достаточно велико, так что влияние отдельного продавца на цену становится все менее и менее значимым, и он перестает его учитывать, вступают в действие другие силы – в первую очередь дифференциация продукта. В этом случае единый рынок разделяется на ряд взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами, конкуренция приобретает поливариантный характер. И даже если складывается в результате единая рыночная цена, это «не служит свидетельством того, что конкуренция свободная от элементов монополии»[27].
Информация о работе Эволюция взглядов на конкуренцию западных экономистов