ign="justify">
Основные
задачи
- создание
в регионе эффективной нормативно-правовой,
экономической и организационной основы
реализации социально ответственного
бизнеса в НГХК;
- обеспечение
процессов развития социально ответственного
бизнеса научно-методическими, кадровыми,
информационными, интеллектуальными ресурсами;
- ускоренное
внедрение в компаниях комплекса системных
целенаправленных подходов к процессам
выработки и реализации социальной политики;
- совершенствование
системы социального партнерства между
властью, бизнесом и трудовым коллективом;
- формирование
оптимальных финансовых механизмов обеспечения
социальных инвестиций.
Основные
направления
I. Развитие региональных и отраслевых
условий реализации социально ориентированного
бизнеса в НГХК:
- разработка
совместных социальных программ развития
региона и компаний, в основу которых положены
принципы социального партнерства, социальной
ответственности бизнеса и власти;
- обеспечение
интегрирования социальных программ компаний
НГХК в различные социальные, научно-образовательные,
инновационные и инвестиционные программы
и проекты регионального и отраслевого
уровней (в области развития персонала,
подготовки и переподготовки кадров (управленческих
и рабочих специальностей), развития сотрудничества
в межрегиональном и международном масштабе
по вопросам обмена опытом в области науки,
техники, образования, развития персонала,
информатизации и т.д.);
- совершенствование
системы социального партнерства в НГХК
через разработку стимулирующих, регулирующих
и контролирующих механизмов эффективной
реализации института социального партнерства
работодателей, профсоюзных комитетов
и государства;
- организация
регулярного рассмотрения и анализа вопросов
социального развития компаний НГХК, реализации
социальных программ на уровне компаний
и отрасли (центр ответственности - ОАО
"Татнефтехиминвест-холдинг" и соответствующие
региональные министерства и ведомства);
- создание
на отраслевом уровне системы мониторинга
и оценки уровня социального развития
НГХК, эффективности социальных стратегий
и программ компаний НГХК, отрасли, региона;
создание и поддержка баз данных по вопросам
социального развития и реализации социальных
программ;
- стимулирование
развития межрегионального и международного
сотрудничества в области деловой репутации
и социальной ответственности бизнеса
в НГХК; организация различного рода отраслевых
конкурсов и рейтингов в области оценки
эффективности социальной политики компаний;
- подготовка
и принятие положения о создании единой
нефтехимической библиотеки со свободным
доступом всех предприятий НГХК Республики
Татарстан;
- совершенствование
системы кадрового сопровождения процессов
развития НГХК Республики Татарстан с
использованием потенциала ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг"
и организаций образовательной сферы
региона (прежде всего, отраслевой специализации
(Казанский государственный технологический
университет)):
- создание
отраслевого банка данных необходимых
профессий и специалистов для эффективного
использования образовательных и кадровых
резервов региона,
- приведение
профессионально-квалификационной структуры
выпускников профильных образовательных
учреждений в соответствие с перспективными
потребностями НГХК Республики Татарстан,
- привлечение
компаний НГХК к участию в развитии и использовании
возможностей системы дополнительного
профессионального образования в Республике
Татарстан (в частности, в рамках реализации
Программы развития системы дополнительного
профессионального образования в Республике
Татарстан на 2002-2005 годы),
- создание
регионального центра повышения квалификации
работников нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,
нефтехимической промышленности на базе
Казанского государственного технологического
университета и ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг"
(в задачи центра должны входить разработка
совместных с предприятиями НГХК Республики
Татарстан учебно-образовательных программ
для повышения квалификации работников
предприятий, разработка программ аттестации
по результатам дополнительного образования
и др.),
- организация
профессиональной стажировки студентов,
молодых ученых, специалистов и профессорско-преподавательского
состава вузов Республики Татарстан на
предприятиях НГХК, в том числе в рамках
экспериментальной площадки "Университетские
комплексы Республики Татарстан",
- создание
системы кадрового сопровождения инновационной
деятельности в НГХК Республики Татарстан
(определение потребности в кадрах инновационной
специализации; размещение госзаказа
и привлечение предприятий НГХК к финансированию
программ обучения специалистов инновационной
сферы; использование действующей в вузах
Республики Татарстан системы подготовки
специалистов для инновационной деятельности),
- создание
научно-образовательных и научно-технологических
лабораторий предприятий НГХК Республики
Татарстан на базовых кафедрах вузов Республики
Татарстан,
- создание
республиканской системы профессионального
консультирования для руководителей и
специалистов организаций всех форм собственности,
- обеспечение
координации процессов перераспределения
высвобождающихся работников крупных
и средних предприятий НГХК в сферу малого
производственного и инновационного бизнеса
в НГХК (вливание в систему технопарков,
бизнес-инкубаторов, малых инновационных
и производственных фирм и т.д.),
- стимулирование
размещения малых производств, связанных
с углублением переработки нефтехимической
продукции, в социально депрессивных районах
республики и обеспечение на этой основе
выравнивания социально-образовательного
уровня развития различных административно-территориальных
единиц Республики Татарстан.
II. Социальная политика как
элемент внутрикорпоративной политики
компаний:
- развитие
в компаниях комплекса социального стратегического
планирования и программирования как
добровольного, согласованного с общей
стратегией развития компании процесса,
включающего определение приоритетов
социальной политики компании, создание
специальной управленческой структуры
для разработки и контроля реализации
социальных программ, обучение персонала
по вопросам социальной ответственности,
формирование и реализацию социальных
программ, оценку полученных результатов
и разработку дальнейших планов;
- разработка
и реализация программ в области развития
персонала, включающих обучение и профессиональное
развитие, применение мотивационных схем
оплаты труда, создание условий для отдыха
и досуга, участие сотрудников в принятии
решений, поддержание внутренних коммуникаций,
планирование карьеры;
- создание
целостной и эффективной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров как ядра системы развития персонала,
включающей:
- совершенствование
системы управления качеством персонала,
в том числе совершенствование системы
аттестации работников, ее трансформация
в систему аудита и сертификации персонала,
соответствующую мировым стандартам,
- дальнейшую
интеграцию и разработку новых форм сотрудничества
между предприятиями, образовательными
и научно-исследовательскими учреждениями
(распространение опыта по созданию на
предприятиях кафедр ведущих профильных
вузов, организация семинаров, курсов,
конференций по актуальным направлениям
развития НГХК Республики Татарстан и
др.),
- разработку
совместно с вузами Республики Татарстан
учебно-образовательных программ для
повышения квалификации различных категорий
работников предприятия; постоянное совершенствование
методик внутрифирменного образования;
внедрение прогрессивных технологий образования
в системы профессионального обучения
и повышения квалификации кадров,
- стимулирование
самообразования; широкое использование
механизмов региональной системы дополнительного
образования в переподготовке кадров,
- систематическое
обучение персонала по приоритетным направлениям
развития предприятия (вопросам качества,
промышленной безопасности и охраны труда,
экологической безопасности, РЭС, инновационным
направлениям деятельности и др.),
- развитие
инновационной активности персонала,
его способности работать в единой системе
реализации нововведений на основе внедрения
перспективных методов обучения инновационным
моделям поведения,
- создание
программ привлечения новых кадров, включающих
в том числе активное участие предприятий
НГХК Республики Татарстан совместно
с вузами Республики Татарстан в формировании
системы госзаказа на обучение;
- реализация
целенаправленной политики в области
непрерывного улучшения социально-экономических
условий жизни и работы настоящих и бывших
работников компаний, что подразумевает
повышение материального благосостояния
работников и их семей, улучшение жилищных
условий и развитие социальной инфраструктуры,
совершенствование системы социального
партнерства;
- разработка
и реализация социальной программы в области
охраны здоровья и безопасности условий
труда работников, приоритетами которой
являются охрана труда и техника безопасности,
медобслуживание персонала на предприятии,
поддержание санитарно-гигиенических
условий труда, профилактика профзаболеваний,
создание эргономичных рабочих мест, поддержание
материнства и детства, повышение эффективности
нормирования труда на предприятиях и
пр.;
- реализация
политики социально ответственной реструктуризации,
предполагающей упреждающую подготовку
работников при реструктуризации производства
(опережающее профессиональное обучение
высвобождаемых работников до прекращения
ими трудовой деятельности);
- усиление
социальной направленности разрабатываемых
и реализуемых инвестиционных программ;
- участие в
региональных и общероссийских конкурсах
высокой социальной эффективности бизнеса.
III. Социальная политика
как элемент внешней политики
компаний:
- разработка
и реализация политики в области добросовестной
деловой практики, включающей политику
информационной открытости, программы
сотрудничества с органами государственной
власти, ассоциациями потребителей, профессиональными
объединениями и прочими общественными
организациями, программы по добровольному
ограничению сфер ведения бизнеса;
- разработка
и неукоснительное соблюдение кодекса
корпоративного поведения компании;
- участие в
подготовке и реализации отраслевых программ
и планов социально-экономического развития
региона;
- реализация
и разработка совместных городских и региональных
проектов в области развития территорий;
- реализация
программ природоохранной деятельности
и ресурсосбережения;
- участие в
программах поддержки образования, интеллектуального,
культурного и физического развития детей
и молодежи региона;
- поддержка
программ развития малого бизнеса;
- реализация
благотворительных программ.
Реализация
социальной политики, согласованной
с общей стратегией развития НГХК
Республики Татарстан, учитывающей
возможности и интересы всех субъектов
комплекса и Республики Татарстан,
будет способствовать повышению
социальной и экономической привлекательности
комплекса и региона, созданию новых
рабочих мест, улучшению качественной
структуры занятых, налоговому наполнению
бюджетов всех уровней, а в итоге
- прогрессивному развитию республики.
Это обеспечит расширенное воспроизводство
трудового потенциала НГХК, основанное
на воспроизводстве современного работника
- творческого, способного осваивать достижения
научно-технического прогресса, экономически
заинтересованного в повышении эффективности
производства и качества продукции.
Глава 2.
Кадровый потенциал НГХК РТ – перспектива
развития
Заключение.
Эффективное
решение проблемы кадрового обеспечения
НГХК РТ высококвалифицированным
персоналом невозможно без формирования
комплексной системы развития кадрового
потенциала, включающей в себя тесное
взаимодействие организаций отрасли
с учебными заведениями, развитие работодателями
корпоративной системы подготовки
и переподготовки кадров, формирование
кадрового резерва, создание необходимых
условий и механизмов повышения
эффективности профессионального
образования.
Решения
этих вопросов поможет выдвинуть
НГХК РТ на лидирующие позиции как
в РФ, так и на мировом уровне.
Список
используемой литературы
- http://president.tatarstan.ru/
- http://neft.tatcenter.ru/programm/
- http://www.tnhi.ru/complex/
- Балукова
В.А., Садчиков И.А., Сомов В.Е. Управление
инновационными процессами в нефтегазохимическом
комплексе: Учебник. – СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
- Садчиков
И.А., Сомов В.Е., Балукова В.А. Экономика
химической отрасли: Учебник для вузов.
– СПб.: Химиздат, 2007.