Классификация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:08, реферат

Описание

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

татария.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между  производителями товаров (услуг) и  потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или  товара на товар (бартер). При свободном  доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев  рынка является наличие конкуренции.[1] Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых  друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки  со значительным числом независимых  участников. Рынок с одним продавцом  и несколькими покупателями —  есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной  конкуренции.

К функциям рынка относятся[источник не указан 178 дней]:

информационная — рынок  дает его участникам информацию о  необходимом количестве товаров  и услуг, их ассортименте и качестве;посредническая — рынок выступает посредником  между производителем и потребителем;ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон  спроса он устанавливает необходимые  пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Классификации рынков

[источник не указан 1165 дней] По территориальному признаку:

местныйрегиональныйнациональныймировой

По субъектам, вступающим в обмен:

рынок потребителейпроизводителейпромежуточных  продавцовгосударственных учреждений

По объектам обмена:

рынки средств производстварынок  товаров и услугфинансовыйрынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

замкнутыйнасыщенныйсмешанный

По степени соблюдения законности:

легальный (официальный)нелегальный (теневой)чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)дефицитный(спрос > предложение)избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

свободныйрегулируемый

По степени конкуренции:

конкурентный (совершенная  конкуренция)с монополистической  конкуренциейолигопольныймонополия

По характеру продаж:

оптовыйрозничный

Экономические законы, действующие  на рынкахЗакон стоимостиЗакон спроса и предложенияЗакон трудаЗакон конкуренции                          

кривая спроса — это  график, иллюстрирующий связь между  ценой определенного товара или  услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса[1].

Кривая спроса суммарно для  всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя  в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.

Кривые спроса используются для оценки поведения агентов  конкурентных рынков и очень часто  рассматриваются комплексно с кривыми  предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой  все продавцы готовы продать и  все покупатели готовы купить, также  известной, как термин цена рыночного  клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые  будут произведены и проданы  без избыточного увеличения предложения  или избыточного сокращения спроса) на рынке[2]. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

Закон спроса и предложения  — объективный экономический  закон, устанавливающий зависимость  объёмов спроса и предложения  товаровна рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя  на приобретение товара по имеющимся  у него средствам, которые предназначены  для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность  покупателя в некоторых товарах  или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность  оплатить покупку по цене, находящейся  в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными  определениями спрос характеризуется  рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величинуспроса.

С позиций количественного  измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют  денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного  вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение  определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов  покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически  это означает, что между величиной  спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно  в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного  товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного  сложнее, так как покупатель может  привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой —  товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

Уровень доходов в обществе;Размеры рынка;Мода, сезонность;Наличие товаров-субститутов (заменителей);Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар  увеличивается, то с ростом цены данного  товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная поправка обусловлена  существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

Эластичность спроса —  это показатель, выражающий колебания  совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при  условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение  снижение цен.

Если показатели падения  цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень  понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос  неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может  быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают  эластичность спроса по цене и п

15.10.12 

эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение  цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает  соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно  эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент  эластичности по формуле:

K o — коэффициент эластичности спросаQ — процент изменения количества продажиP — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них  цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое  практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью  спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема  — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар  будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним  из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар  дешевле.

Кривая спроса

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой  товара и денежным выражением спроса на неё.

Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который  удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем  эластичнее спрос, тем выше цена может  быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка  на отсутствие товара, возможность  его замены, цену конкурентов, понижение  цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и  искать более дешёвые товары, повышение  качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при  низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

Факторы (детерминанты) спроса – факторы, определяющие величину спроса. Основным является цена товара. Также  выделяют ряд других факторов спроса, которые принято называть неценовыми.

К неценовым факторам спроса относятся:

Доходы потребителей. При  увеличении доходов увеличивается  спрос на товары нормальной и высшей ценовой категории и уменьшается  на товары низшей категории, поскольку  люди, ранее вынужденные приобретать  их, получают возможность купить более  качественный продукт.Размеры рынка. Увеличение числа покупателей приводит к увеличению спроса, уменьшение – к его сокращению. Размеры рынка могут варьироваться из-за изменения численности населения (например, пик или спад рождаемости определяет на спрос на детские товары) или при продвижении товара на рынки других стран.Инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит к увеличению потребления ряда товаров (особенно первой необходимости – соль, крупы) впрок еще до ее начала.Наличие и цена заменителей. Заменители – это товары, выполняющие те же или почти те же функции; аналоги. Рост цены на один из товаров группы (например, марку одежды) приводит к тому, что часть потребителей из экономии переходит на более дешевые модели. Некоторые товары имеют также дополняющие товары – то есть удовлетворяющие аналогичные потребности. Так, дополняющими товарами для любителей активного образа жизни будут велосипед и роликовые коньки.Вкусы и мода. Предпочтения потребителей могут изменяться под влиянием моды, рекламы и других факторов, вызывая соответствующие изменения спроса.Сезонность. Спрос на многие товары (новогодние украшения, дубленки, садовые принадлежности, купальники) колеблется в зависимости от времени года.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через  эффект дохода и эффект замещения.Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют два подхода  к определению реального дохода, связанные с именами английского  экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Информация о работе Классификация рынков