Классификация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:08, реферат

Описание

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

татария.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

Разложение общего эффекта  изменения цены на эффект дохода и  эффект замены по Хиксу показано на рис.8.1 Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1определяет оптимум потребителя Е2, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Таким образом, общий результат  снижения цены товара X выражается в  увеличении его потребления с X1 доХ2.

Определим, каким должен был  бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении  цен обеспечить ему прежний уровень  удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую K'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания Е3 и соответствующий объем потребления товара X3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1. Значит, сдвиг от Е1к Е3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности (Х3–X1). Следовательно, эффект дохода составит (Х2 - Х3).

Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление  обоих товаров в точке Е2 выше, чем в точке Е3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено  и для случая, когда цена товара повышается.   

Рис. 8.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу

(Цена X снижается)

 

Рис. 8.2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

(Цена X повышается)

 

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 8.2 вспомогательная  бюджетная прямая KL, параллельная KL1, проводится не как касательнаяк прежней кривой безразличия U1, а строго через точку Е1, соответствующую оптимально

Очевидно, она окажется касательной  к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность  достигнуть (в случае полной компенсации  потребителю – падения его  покупательной способности) более  высокого уровня удовлетворения, чем  при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1-Х3) разлагается на эффект замены (X1-Х3) и эффект дохода (Х3-Х2). Заметим, что движение от Е1 к Е2 происходит не вдоль кривой безразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'.

Сравнив два подхода, видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.


Информация о работе Классификация рынков