Конкуреция: сущность, виды и роль в современной рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, объединенных в понятие «рынок». Конкуренция является ключевым понятием, выражающим суть рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики – от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.
От изучения законов конкуренции зависит экономический успех субъекта рыночной экономики, а зачастую и выживание. Конкуренция является фундаментом в экономической теории рыночных отношений. Это может быть конкуренция между производителями, по поводу установления цен на продукцию, ее качества, объемов предложения товаров на рынке и т.д. Или же, это может быть конкуренция между потребителями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является желание превзойти других. В соперничестве на рынках определяются доли участия каждой организации в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он является лучшим принципом обеспечения рынка товарами.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Гаврилюк М.В..docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)

 

Электронная Система Дистанционного ОбученияМОСКОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО  УНИВЕРСИТЕТА

Конкуренция: сущность, значение, методы и формы

Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 


Студента группы Сд11М111

Гаврилюка Михаила Владамировича.

Преподаватель:

Бурдина Елена Александровна

 

 

 

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Сущность конкуренции  и условия её существования…………4

Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7

Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15

Глава 4. Регулирование конкуренции  государством……………………18

Глава 5. Антимонопольная  политика России……………………………22

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30

 

 

Введение

Без сомнения, двадцатый  век можно назвать веком конкуренции. Именно в это время конкуренция  приобрела международную и глобальную значимость.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, объединенных в понятие «рынок». Конкуренция является ключевым понятием, выражающим суть рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики – от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

От изучения законов конкуренции  зависит экономический успех  субъекта рыночной экономики, а зачастую и выживание. Конкуренция является фундаментом в экономической  теории рыночных отношений. Это может  быть конкуренция между производителями, по поводу установления цен на продукцию, ее качества, объемов предложения  товаров на рынке и т.д. Или  же, это может быть конкуренция  между потребителями. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является желание превзойти других. В соперничестве на рынках определяются доли участия каждой организации в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он является лучшим принципом обеспечения рынка товарами.

Актуальность данной темы состоит так же в том, что конкуренция  играет основополагающую роль в экономике  любой страны. Непонимание конкуренции  грозит застоем в развитии экономической  сферы страны, и как следствие, понижением уровня жизни населения.

Целью курсовой работы является изучение сущности конкуренции, ее значения в современной рыночной экономике, а так же рассмотрение методов  и форм конкуренции.

 

Глава 1. Сущность конкуренции  и условия её существования

 

Конкуренция – (от лат. сoncurrere – сталкиваться, состязаться) – это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта своих товаров, за получение наивысшей прибыли.1 Конкуренция – это ситуация, когда существуют несколько альтернативных направлений использования редкого и ценного блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право обладать и распоряжаться этим благом. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями рынка – полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта, зависимостью от рыночной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка.

В литературе, посвященной  данной теме различат три подхода  к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке за достижение лучших результатов  в какой-либо отрасли, как соперничество предпринимателей, когда самостоятельные действия одного субъекта эффективно ограничивают возможности других воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает  конкуренцию, как элемент рыночного  механизма, который влияет на уравновешивание  предложения и спроса. Такой подход характерен для классической экономической  теории. А. Смит определял конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные условия продажи и покупки соответственно. «Конкуренция – это та «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников».2

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических объектов. Это рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции в свою очередь подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Определенное состояние рынка будет влиять на то, какие виды конкуренции или монополии будут на нем главенствовать. Основными показателями являются:

    • Количество фирм (хозяйствующих, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    • Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    • Дифференциация товаров (придание определенному виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету, упаковке и т.д.);
    • Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Понятие конкуренции настолько  многозначительно, что оно не может  быть в полной мере отражено каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим. Кроме того, конкуренция является стихийным регулятором общественного производства.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прорыва.

Конкуренция относится к  неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации.

Обычно разделяют понятия  «конкурентная борьба» и «конкурентный  рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка  любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых  товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

 

Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции

В качестве регулирующего  механизма выступают три вида конкуренции:

  • Конкуренция среди покупателей (более конкурентный тот, кто сможет приобрести больше товаров и по чуть завышенной цене);
  • Конкуренция среди продавцов (наивысшую конкурентную способность показывает продавец, который сможет продать товар по чуть заниженной цене, но выиграет за счет объёма продаж);
  • Конкуренция между армией продавцов и армией покупателей.

Типы конкуренции:

1. Внутриотраслевая (в пределах одной отрасли за наивысшую прибыль и наилучшие условия продажи готовой продукции) и межотраслевая (предприниматели, занятые в разных отраслях, конкурируют за наилучшие условия вложения капитала в ту или иную отрасль) конкуренция;

2. Ценовая и неценовая конкуренция (по методам осуществления).

Сейчас в развитых рыночных странах монополии на практике используют такой метод конкуренции, как  ценовая дискриминация – это  когда фирма использует практику применения различных цен на одни и те же товары. Это возможно потому, что:

  • В силу обособления рынков друг от друга по географическому положению и по различным тарифным барьерам;
  • В силу различной реакции на спрос и предложение по различным рынкам (покупатели готовы покупать товары по завышенным или заниженным ценам).

Неценовая конкуренция –  техническое превосходство, высокое  качество продукции, высокая надежность, более эффективные методы сбыта, использование маркетинга, расширение гарантий послепродажных услуг населению.

3. Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.3

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

 Если отдельные фирмы  в состоянии воздействовать на  условия продажи своей продукции  (в первую очередь, на цены), то они ведут между собой  конкурентную борьбу, но рынок  уже не считается совершенно конкурентным.

 Когда группа фирм  выпускает и продает одноименные,  однородные товары, то считается,  что эти фирмы образуют отрасль.

В классической экономической теории рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур:

1) совершенная конкуренция; 

2) монополия; 

3) монополистическая конкуренция; 

4) олигополия.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много  мелких продавцов и покупателей  идентичного (одинакового) товара и  поэтому ни один из них не в состоянии  повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

Существование огромного  количества покупателей и продавцов  означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застаёт уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Таким образом, сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

    • большое количество мелких продавцов и покупателей,
    • продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
    • невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
    • полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная  конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.4

Второй вид рыночной структуры  это монополия. Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции.5 Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

Информация о работе Конкуреция: сущность, виды и роль в современной рыночной системе