Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, объединенных в понятие «рынок». Конкуренция является ключевым понятием, выражающим суть рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики – от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.
От изучения законов конкуренции зависит экономический успех субъекта рыночной экономики, а зачастую и выживание. Конкуренция является фундаментом в экономической теории рыночных отношений. Это может быть конкуренция между производителями, по поводу установления цен на продукцию, ее качества, объемов предложения товаров на рынке и т.д. Или же, это может быть конкуренция между потребителями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является желание превзойти других. В соперничестве на рынках определяются доли участия каждой организации в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он является лучшим принципом обеспечения рынка товарами.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
Заключение
Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.
Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс.
Сущность конкуренции проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают в конкурентной борьбе, в этом проявляется «естественный отбор», который осуществляется рынком.
В условиях совершенной конкуренции
связь между производителями
осуществляется только через рынок
и отдельная фирма при
Конкуренция неотъемлема
от монополии. Если конкуренция означает
состязательность большого числа покупателей
и продавцов, находящихся в равном
положении, то монополия есть ограничение
свободной конкуренции, доминирование
на рынке отдельных крупных
Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.
Монополией называют чаще
всего крупную корпорацию, которая
сосредотачивает в своих руках
значительную долю производства и сбыта
товаров и господствует на рынке
с целью извлечения высокой прибыли.
Монополия имеет различные
Западные и российские
экономисты сходятся на том, что имеется
четыре типа рыночных ситуаций: совершенная
конкуренция, монополия, монополистическая
конкуренция и олигополия. Монопольный
рынок, рынок монополистической
конкуренции и олигополию объединяют
в один тип рынка, называемый рынком
несовершенной конкуренции. Рынок
несовершенной конкуренции
Конкуренция является наиболее
эффективным рыночным механизмом саморегулирования.
В то же время монополизация
История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.
В России в основу антимонопольного
регулирования положен
Шагом в направлении
Список литературы
1 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учебное пособие, 2 изд., - СПб.: изд. дом «Бизнес-пресса», 2002 г. – с. 324
2 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учебное пособие, 2 изд., - СПб.: изд. дом «Бизнес-пресса», 2002 г. – с. 325
3 Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – электронная книга
4 http://www.bibliofond.ru/view.
5 http://ru.wikipedia.org
6 Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998 – с. 251
7 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 1986. – с.86
8 Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 1993. – с. 76
9 Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений 2-е изд. Т. 25, ч. 1. - М., 1961. – с. 147-151
10 Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с 247-249.
11 Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с. 252.
12
http://allstatepravo.ru/
Информация о работе Конкуреция: сущность, виды и роль в современной рыночной системе