Конкуреция: сущность, виды и роль в современной рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, объединенных в понятие «рынок». Конкуренция является ключевым понятием, выражающим суть рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики – от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.
От изучения законов конкуренции зависит экономический успех субъекта рыночной экономики, а зачастую и выживание. Конкуренция является фундаментом в экономической теории рыночных отношений. Это может быть конкуренция между производителями, по поводу установления цен на продукцию, ее качества, объемов предложения товаров на рынке и т.д. Или же, это может быть конкуренция между потребителями. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является желание превзойти других. В соперничестве на рынках определяются доли участия каждой организации в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он является лучшим принципом обеспечения рынка товарами.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Сущность конкуренции и условия её существования…………4
Глава 2. Конкурентность рынка. Виды и типы конкуренции…………..7
Глава 3. Функции конкуренции и её значимость на рынке……………..15
Глава 4. Регулирование конкуренции государством……………………18
Глава 5. Антимонопольная политика России……………………………22
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Гаврилюк М.В..docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)

 

Заключение

Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма  хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.

Представления о конкуренции  формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс.

Сущность конкуренции  проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск  рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Предприниматели, обладающие новаторским поведением, обычно побеждают  в конкурентной борьбе, в этом проявляется  «естественный отбор», который осуществляется рынком.

В условиях совершенной конкуренции  связь между производителями  осуществляется только через рынок  и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает  влияния на условия реализации на рынке.

Конкуренция неотъемлема  от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей  и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение  свободной конкуренции, доминирование  на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в  целом и отдельных ее направлений  представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые  подверг критике модель совершенной  конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая  сосредотачивает в своих руках  значительную долю производства и сбыта  товаров и господствует на рынке  с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется  четыре типа рыночных ситуаций: совершенная  конкуренция, монополия, монополистическая  конкуренция и олигополия. Монопольный  рынок, рынок монополистической  конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок  несовершенной конкуренции обуславливает  появление новых черт в поведении  товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный  процесс. Она связана с концентрацией  производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский  принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции  и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным  актом, направленным на развитие конкуренции  в России.

Шагом в направлении совершенствования  антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований  с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.

 

Список литературы

  1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998;
  2. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – электронная книга;
  3. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  4. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001;
  5. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008;
  6. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 1993;
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений 2-е изд. Т. 25, ч. 1. - М., 1961;
  8. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учебное пособие, 2 изд., - СПб.: изд. дом «Бизнес-пресса», 2002;
  9. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. – М.: «СОМИНТЕК», 1996;
  10. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 1986;
  11. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996;
  12. http://allstatepravo.ru/konkurentnoe-pravo;
  13. http://www.bibliofond.ru/view;
  14. http:// ru.wikipedia.org.

1 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учебное пособие, 2 изд., - СПб.: изд. дом «Бизнес-пресса», 2002 г. – с. 324

2 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учебное пособие, 2 изд., - СПб.: изд. дом «Бизнес-пресса», 2002 г. – с. 325

3 Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – электронная книга

4 http://www.bibliofond.ru/view.

5 http://ru.wikipedia.org

6 Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д. э. н., профессора А.И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998 – с. 251

7 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 1986. – с.86

8 Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. – М.: Республика, 1993. – с. 76

9 Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений 2-е изд. Т. 25, ч. 1. - М., 1961. – с. 147-151

10 Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с 247-249.

11   Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с. 252.

12 http://allstatepravo.ru/konkurentnoe-pravo


Информация о работе Конкуреция: сущность, виды и роль в современной рыночной системе