Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:22, реферат

Описание

В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества [9,c. 314].
Конкуренция (от лат. соncurrencia- сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [9].

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 33.46 Кб (Скачать документ)

1ФАКТОР КОНКУРЕНЦИИ В  ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕ-НИЙ

    1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы

В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как  бы невидимой рукой, содействуя интересам  общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества [9,c. 314].

Конкуренция (от лат. соncurrencia- сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [9]. Существуют и другие определения конкуренции. Ф. Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. А. Маршалл понимал конкуренцию так: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо».

В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке (такой подход характерен для отечественной литературы):

  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей; и т.д.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение (этот подход характерен для классической экономической теории).

 Конкуренция выступает  в качестве силы, обеспечивающей  взаимодействие спроса и предложения,  уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов  и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары  и конкретный вид кривых спроса  и предложения. «Конкуренция обеспечивает  функционирование рыночного механизма  ценообразования». Отсюда конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (этот подход основывается на современной теории морфологии рынка). В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [6, c.7].

Исторически  конкуренция  возникала  в  условиях  простого   товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе  конкуренции  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и  сбыта  товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере  усиления  зависимости мелких  товаропроизводителей  от  рынка  и   рыночных   колебаний   цен   на производимые  ими  товары  конкурентная  борьба  усиливалась   .   Появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников,  эксплуатации их труда.  Так  возникает  капиталистическое  товарное  производство.  Здесь конкуренция  получила  наибольшее  развитие.  В  современных  условиях   она выступает  как  важное  средство  развития  производства  и   существует   в различных формах [12, c. 178].

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :

а) по масштабам развития;

б) по характеру развития;

в) по методам соперничества;

г) в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка;

д) в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара и д.р.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник  рынка стремится  занять  “свое   место под солнцем”- выбрать наилучшие  условия  купли-продажи  товаров  и услуг);

2) местной (ведется среди  товаровладельцев какой-то территории);

3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка  идет  борьба  за  получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей  рынка за привлечение на  свою  сторону  покупателей  в  целях  извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание  отечественных  товаровладельцев  внутри данной страны);

6)  глобальной  (  борьба  предприятий  ,хозяйственных  объединений  и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на:

1) свободную

2) регулируемую.

По методам ведения  конкуренция делится на :

  • ценовая;
  • неценовая.[11, c.112]

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере  услуг, при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддается перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка  скоропортящихся продуктов с  одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка: можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Основные признаки совершенной конкуренции:

1.Неограниченное число  участников конкуренции, свободный  доступ на рынок и выход  из него: каждый человек имеет  право заняться предпринимательством  или прекратить деятельность. Сделать  это можно по-разному: открыть свое дело, приняв непосредственное участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость.

2.Абсолютная мобильность  материальных, трудовых, финансовых  и прочих ресурсов — участник  конкуренции вкладывает свои  деньги не просто так, а ради  увеличения дохода.

3.Полная информированность  каждого участника конкуренции  (о предложении и спросе, ценах,  норме прибыли и т.п.) позволяет  сделать правильный, наилучший выбор,  например, между покупкой дома  и приобретением акций (в последнем  случае участнику надо знать,  какие именно акции принесут  ему максимальный доход).

4.Ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии  оказать влияние на решения,  принимаемые другими участниками.  Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца  в общий объем производства  и предложения незначителен, поэтому  цена, за которую он собирается  продавать свой товар, почти  не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Можно выделить следующие  виды конкуренции (разновидности совершенной  и несовершенной конкуренции):

  • чистая;
  • олигополистическая;
  • монополистическая.

Какие же методы конкурентной борьбы используются в современных  условиях? В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся лишение конкурента сырья, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийство опасных конкурентов, шпионажи, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются  ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится  также используемый монополиями  метод ценовой дискриминации (разные цены в различных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой  борьбы. Эти методы подразделяются на две группы:

  • Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США подается 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы;
  • Конкуренция по условиям продажи – это использование многочисленных средств привлечения покупателей к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

 Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа  товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи [2].

1.2. Модели рынков совершенной  и несовершенной конкуренции.

Как было сказано выше, можно выделить следующие виды совершенной и несовершенной конкуренции: чистая, олигополистическая, монополистическая.

Рассмотрим более подробно, что же представляют собой данные модели рынков.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей), полное отсутствие рыночной силы.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации  и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень  и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки  сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся  в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние  транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного  фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние  на уровень конкурентоспособности  субъектов рынка и выбор стратегий  на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, гак как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы