Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:22, реферат
В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества [9,c. 314].
Конкуренция (от лат. соncurrencia- сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [9].
Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).
Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).
Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:
Таблица 1. Основные модели рынка
Характеристика рынка |
Свободна |
Чистая монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число фирм |
Очень большое |
Одна |
Много |
Несколько |
Тип продукта |
Стандартизированный |
Уникальный |
Дифференцирован-ный |
Стандартизиро-ванный или дифференцированный |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Значительный |
Некоторый в узких границах |
Ограниченный или значительный при тайном сговоре |
Условия вступления в отрасль |
Очень легкие |
Блокированы |
Сравнительно легкие |
Существенные трудности |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Отсутствует |
Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п. |
Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
Источник:
1.3. Зарубежная практика
антимонопольного
конкурентной среды.
История рынка и конкуренции на нём- это во многом и история хозяйственного права, история воздействия государства путём нормативных актов, экономических рычагов и иных средств на конкурентный рынок исходя из общенациональных интересов ведущих сил общества.
Роль государства как
регулирующего органа, поощряющего
в обусловленных границах развитие
конкуренции и сдерживание
Монополия существует во всём
мире, но главной особенностью монополизации
российского рынка можно
Социалистическая экономика
представляла собой единый народнохозяйственный
комплекс, в котором каждое предприятие
не было вполне автономно, а являлось
составной частью общегосударственной
структуры. То есть, своеобразной монополией
в бывшем СССР была командная экономика,
построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном
При всех неоспоримых достоинствах
совершенной конкуренции у неё
есть существенный недостаток: спонтанное
развитие рыночных процессов может
сопровождаться монополизацией тех
или иных сфер хозяйственной жизни.
Совершенная конкуренция, будучи ’’предоставленной
самой себе’’, превращается в конкуренцию
несовершенную. А это означает, что
под удар ставится экономическая
демократия, которая в свою очередь,
является основой политической демократии.
Поэтому ещё в конце 19 века в
промышленно развитых странах Запада
и прежде всего в США была осознана
необходимость поставить
Монополия означает определённую
степень власть над ценой. А эта
власть может базироваться на различных
предпосылках: захват значительной доли
отраслевого производства(
Наиболее разработанным
принято считать
Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедывается в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которые сопровождается антимонопольное регулирование, всё-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монопольных тенденций в рыночной экономике.
Основные различия в антимонопольной
политике и практике "рыночных"
стран связаны с неодинаковыми
акцентами в использовании
Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею "благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю".
Реализация задач системы антимонопольной защиты общества в США осуществляется путем опоры на существующую в стране систему разделения властей и включения в данный механизм множества государственных органов, относящихся к законодательной, исполнительной и юридической власти , контролирующих друг друга и пресекающих возможные отклонения в антимонопольной деятельности того или иного института от общенациональных интересов . Все эти органы вместе взятые и каждый из них в отдельности в свою очередь находится под пристальным вниманием широкой общественности. Любое неверно принятое решение будет оспорено компанией или частным лицом, понесшим в его результате ущерб. К этому будут привлечены и другие государственные органы, контролирующие данный процесс. Таким образом, каждый из занятых в системе антимонопольной защиты институтов сопряжен с другими сетью взаимного контроля и координации усилий.
С учётом вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера в условиях современного рынка и антимонопольного регулирования:
Информация о работе Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы