Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:22, реферат

Описание

В 1776 году Адам Смит, один из основоположников экономической теории, установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя ради собственной выгоды, в тоже время направляются как бы невидимой рукой, содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивали положения, согласно которому конкуренция есть благо для общества [9,c. 314].
Конкуренция (от лат. соncurrencia- сталкиваться) – состязательная борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источника сырья; механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [9].

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 33.46 Кб (Скачать документ)

Олигополистическая  конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и  сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

  • технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);
  • исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;
  • наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

Таблица 1. Основные модели рынка

Характеристика рынка

Свободна  
конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число фирм

Очень большое

Одна

Много

Несколько

Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцирован-ный

Стандартизиро-ванный или дифференцированный

Контроль над ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый в узких границах

Ограниченный или значительный при тайном сговоре

Условия вступления в отрасль

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно легкие

Существенные трудности

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Отсутствует

Характеризуется особым вниманием  к качеству, рекламе, торговым знакам и т.п.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта


 Источник:

1.3. Зарубежная практика  антимонопольного регулирования  и развития

конкурентной среды.

История рынка и конкуренции  на нём- это во многом и история хозяйственного права, история воздействия государства путём нормативных актов, экономических рычагов и иных средств на конкурентный рынок исходя из общенациональных интересов ведущих сил общества.

 

Роль государства как  регулирующего органа, поощряющего  в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических  тенденций, коротко состоит не в  запретах монополии(что не исключается), а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона.

Монополия существует во всём мире, но главной особенностью монополизации  российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась  как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном  планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни в  одной своей части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами.

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё  есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может  сопровождаться монополизацией тех  или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи ’’предоставленной  самой себе’’, превращается в конкуренцию  несовершенную. А это означает, что  под удар ставится экономическая  демократия, которая в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому ещё в конце 19 века в  промышленно развитых странах Запада и прежде всего в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.

Монополия означает определённую степень власть над ценой. А эта  власть может базироваться на различных  предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства(концентрации и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антимонопольное (антитрестовое) законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на ’’трёх китах’’, трёх основных законодательных актах: закон Шермана(1890г.), закон Клейтона(1914г.) и закон Робинсона-Пэтмена(1936г.).

Антимонопольное регулирование  направлено против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную  конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедывается в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которые сопровождается антимонопольное регулирование, всё-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монопольных тенденций в рыночной экономике.

Основные различия в антимонопольной  политике и практике "рыночных" стран связаны с неодинаковыми  акцентами в использовании направлений  регулирования монополий и прямого  недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные  самостоятельные предприятия. В  этой связи различают особенности  европейского и американского подходов в антимонопольной политике. Антимонопольная  политика в европейских странах  в большей мере направлена на регулирование  уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причем данное регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Что же касается особенностей государственной политики воздействия  на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею "благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю".

Реализация задач системы  антимонопольной защиты общества в  США осуществляется путем опоры  на существующую в стране систему  разделения властей и включения  в данный механизм множества государственных  органов, относящихся к законодательной, исполнительной и юридической власти , контролирующих друг друга и пресекающих возможные отклонения в антимонопольной деятельности того или иного института от общенациональных интересов . Все эти органы вместе взятые и каждый из них в отдельности в свою очередь находится под пристальным вниманием широкой общественности. Любое неверно принятое решение будет оспорено компанией или частным лицом, понесшим в его результате ущерб. К этому будут привлечены и другие государственные органы, контролирующие данный процесс. Таким образом, каждый из занятых в системе антимонопольной защиты институтов сопряжен с другими сетью взаимного контроля и координации усилий.

С учётом вышеизложенного  можно сделать следующие выводы относительно конкуренции, её характера  в условиях современного рынка и  антимонопольного регулирования:

  • Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. В целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами- главный двигатель современного прогресса.
  • Для хозяйственных единиц в условиях развитого рынка конкуренция- это гонка без финиша. Никто из них не может себе позволить остановится, перевести дыхание. Можно быть на верном пути, но проиграть конкурентам, если расслабится.
  • Государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения ’’честной ’’ конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка. От государства в большей степени зависит, насколько полно и последовательно конкуренция будет выполнять свою основную задачу- служить главным двигателем развития национальной экономики и её территориальных и структурных составляющих.

 


Информация о работе Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы