Конкуренция, её суть. Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки. Основные методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:58, контрольная работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Конкуренция, её суть……………………………………………….5
Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки……..8
2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции…….…..8
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………….9
3. Основные методы конкурентной борьбы………………………...13
3.1. Добросовестная конкуренция………………………………..14
3.2. Недобросовестная конкуренция……………………………..15
Выводы………………………………………………………………..17
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

        Если же продавец запрашивает  более низкую цену, то он окажется  не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке,  при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

        Если покупатели и продавцы  поступают одинаковым образом,  то они оказывают влияние на цену.

        Регулятор количества.

     Если  продавец вынужден согласиться с  преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

        Условия совершенной конкуренции  определяются следующими предпосылками:

     - большое количество продавцов  и покупателей , ни один из  которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара

     - каждый продавец производит однородный  продукт , который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов

     -  барьеры для входа на рынок  в долгосрочном аспекте либо  минимальны, либо вообще отсутствует

     -  никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны

     -  каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта , затратах и спросе на рынке.

         Нетрудно видеть, что ни один  реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако, она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

        Для участников рынка в условиях  совершенной конкуренции цена - это  заданная величина. Поэтому продавец  может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества. 
 

     Из  предыдущего пункта курсовой работы видно, что досконально конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства. Но это вовсе не означает, что реально существующие рыночные экономики являются эффективными. На практике, конкуренция, конечно же, является несовершенной.

     Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Примерами несовершенной конкуренции (imperfect competition) является монополистическая и олигополистическая конкуренции.

     Монополистическая конкуренция

     При условии монополистической конкуренции, большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

        Таким образом, фирмы на рынке  монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

        При такой модели рынка фирмы  стремятся расширять свою область  предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

         Монополистическая конкуренция  отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

          - на совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары;

          - для участников рынка нет  полной прозрачности рынка, и  они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

          - предприятия стремятся расширить  свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

          - доступ к рынку для новых  продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.

     Олигополистическая  конкуренция.

     Олигополия  характеризуется немногочисленностью  участников конкуренции - когда относительно малое ( в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

         Олигополии могут производить  как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

         Немногочисленность фирм способствует  их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

         Важную роль в характере конкурентных  отношений на таком рынке играют  объем и структура той информации  о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично,  так называемое, лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют  за лидером.  Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.      

          3. Основные методы конкурентной борьбы

     Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как  было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

        Конкуренция является определяющим  фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

        Конкуренцию можно условно разделить  на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. 

     3.1. Добросовестная  конкуренция.

       Основными методами являются:

       - повышение качества продукции

       - снижение цен ("война цен")

       - реклама

       - развитие до- и послепродажного  обслуживания

       - создание новых товаров и  услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

     Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже было сказано, является манипулирование ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

          Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

           Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

         В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

        3.2.  Недобросовестная конкуренция.

     Основными методами являются:

         - экономический (промышленный шпионаж)

         - подделка продукции конкурентов

         - подкуп и шантаж

         - обман потребителей

         - махинации с деловой отчетностью

         - валютные махинации

         - сокрытие дефектов и т.д.

        К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

     Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и сферы, характеризуемые такими показателями, как:

- рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;

- сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений), его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д. 

Информация о работе Конкуренция, её суть. Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки. Основные методы конкурентной борьбы