Конкуренция, её суть. Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки. Основные методы конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:58, контрольная работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Конкуренция, её суть……………………………………………….5
Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки……..8
2.1. Общее понятие видов экономической конкуренции…….…..8
2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция……………….9
3. Основные методы конкурентной борьбы………………………...13
3.1. Добросовестная конкуренция………………………………..14
3.2. Недобросовестная конкуренция……………………………..15
Выводы………………………………………………………………..17
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

     Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

     Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.  
Выводы

     Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

     Преимущества:

     1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

     2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

     3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

     4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

     5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

     …И  определённые недостатки…

     Недостатки:

     1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

     2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

     3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

     4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

     5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

     6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной        несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

     К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью без действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но  эффективность такой системы была весьма ограничена.

          Именно принудительная сила конкуренции  побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои  издержки к низким рыночным цена.

         Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

         Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

         В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

          Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономике,  и в условиях конкуренции создается  большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список  использованной литературы:

 
    1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика».- М.: издательство «Дело», 1993.
    2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М.,Центр экономики и маркетинга  
    3. Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001
    4. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.
    5. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
    6. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

Информация о работе Конкуренция, её суть. Совершенная и несовершенная конкуренция, их признаки. Основные методы конкурентной борьбы