Конкуренция: её виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Содержание

Введение.................................................................................
Определение конкуренции как экономического явления 4
Функции конкуренции 7
Виды конкуренции 8
Совершенная конкуренция 14
Несовершенная конкуренция 16
Конкуренция и монополизм в условиях рынка современной России 27
Заключение 32
Литература, использованная при написании работы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая черновик финиш.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)
      
  • В данной схеме показана основная, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.

      

      Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  3. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  4. Доступность информации
  5. Контроль над рыночной ценой
  6. Неценовая конкуренция
  7. Сектор экономики, в котором преобладает данная структура.
 
 

      Вышеизложенные  характеристики рыночных структур можно  записать кратко в следующие таблицы: 
 

      • Чистая  конкуренция
    Характеризуется:
    1. Множеством мелких фирм.
    2. Однородностью продукции.
    3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
    4. Равным доступом ко всем видам информации.
    5. Отсутствует, действуют цены спроса и предложения.
    6. Отсутствует
    7. Финансовые рынки и рынки некоторых сельскохозяйственных продуктов
     
     
          • Монополистическая конкуренция
    Характеризуется:
    1. Множеством мелких фирм.
    2. Неоднородностью продукции.
    3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
    4. Несколько ограниченным доступом к информации.
    5. Некоторый, в довольно узких рамках.
    6. Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.п.
    7. Розничная торговля (бензин, персональные компьютеры и т.д.)
    Олигополия (Дуополия)
    Характеризуется:
    1. Небольшим числом крупных фирм.
    2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
    3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
    4. Несколько ограниченным доступом к информации.
    5. Ограниченный взаимной зависимостью: при тайном сговоре.
    6. Очень типична, особенно при дифференциации продукта
    7. Сталелитейная, химическая, авиационная, автомобильная  промышленность
    Монополия
    Характеризуется:
    1. Одной фирмой.
    2. Уникальностью продукции.
    3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
    4. Несколько ограниченным доступом к информации.
    5. Значительный
    6. В основном реклама, связи фирмы с общественными организациями (благотворительность), дополнительный сервис.
    7. Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение
     
     
          
    • В экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

          Ценовая конкуренция  восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

          Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства     и    соответствующего   повышения массы прибыли.

          Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

          Вот почему в наши дни нередко наблюдается  не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

          Ценовая конкуренция применяется главным  образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

          При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

          Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее.  Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

          К числу неценовых методов относят  также предоставление большого комплекса  услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

          В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

          В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к.. с  помощью рекламы фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

    • Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную ( без дифференциации ) и разнородную, гетерогенную ( с дифференциацией ).
     
          
    • Конкуренция подразделяется на открытую и закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль
     
          
    • Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
     

                Функциональная  конкуренция  возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

                Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

                Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. 

          
    • Эффективная конкуренция. 

          По  поводу понятия эффективной конкуренции  существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция  возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.  

          
    • В зависимости  от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства
     
          
    • Разновидности конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная)

          Недобросовестная  конкуренция определяется следующим  образом:

          действия  хозяйствующих субъектов по дискредитации  конкурентов. Они включают в себя:

    • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте; 
    • введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;
    • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;
    • реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
    • искажение в рекламной информации сведений об истинных свойствах товара;
    • некорректное сравнение товаров и т.д.

          К незаконным методам неценовой конкуренции  также относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих  производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.  

      Совершенная конкуренция

     

          Существует  множество определений термина  "совершенная конкуренция":  

          
      • жесткая конфликтная  состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии  оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного  товара на данном рынке;
     
          
      • состязание  экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;
     
          
      • вид отраслевого  рынка, на котором много фирм продает  стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;
     
          
      • состязательность  большого числа мелких покупателей  и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

    Информация о работе Конкуренция: её виды и формы