- некорректном
сравнении финансовой организацией
предоставляемых ею финансовых услуг
с финансовыми услугами, предоставляемыми
другими финансовыми организациями;
- получении,
использовании и разглашении
информации, составляющей служебную
или коммерческую тайну, без согласия
ее владельца, если такие действия не предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
За
деятельностью финансовых организаций
осуществляется государственный финансовый
контроль. В том числе государственный
контроль за приобретением активов или
акций (долей в уставном капитале) финансовых
организаций осуществляется в случаях:
- приобретения
в результате одной или нескольких
сделок юридическим или физическим
лицом (группой лиц) более 20 процентов
акций (долей в уставном капитале)
финансовой организации;
- приобретения
в результате одной или нескольких
сделок, связанных с уступкой прав
требований юридическим или физическим
лицом (группой лиц) активов финансовой
организации, величина которых превышает
величину активов финансовой организации,
установленную Правительством Российской
Федерации (Постановлением Правительства
РФ от 7 марта 2000 г. N 194 установлено, что
федеральный антимонопольный орган осуществляет
государственный контроль за приобретением
в результате одной или нескольких сделок,
связанных с уступкой прав требований
юридическим или физическим лицом (группой
лиц), более 10 процентов балансовой стоимости
активов финансовой организации);
- приобретения
юридическим или физическим лицом
(группой лиц), в том числе на
основании договора о доверительном управлении,
договора о совместной деятельности или
договора поручения либо иных сделок,
прав, позволяющих определять условия
осуществления финансовой организацией
ее предпринимательской деятельности
либо осуществлять функции ее исполнительного
органа;
- создания
финансовой организации и изменения
уставного капитала финансовой организации;
- слияния,
присоединения финансовых организаций.
В
России существует целый ряд федеральных
органов, осуществляющих антимонопольное
регулирование на рынке финансовых услуг.
Государственная политика по развитию
конкуренции и антимонопольному регулированию
на рынке финансовых услуг осуществляется
федеральным антимонопольным органом:
- на рынке
ценных бумаг - с федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке ценных бумаг;
- на рынке
банковских услуг - с Центральным
банком Российской Федерации;
- на рынке
страховых услуг - с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
регулирование на рынке страховых
услуг;
- на рынке
иных финансовых услуг - с федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими
регулирование на рынке этих финансовых
услуг.
Помимо
вышеуказанных законов государственная
дума приняла также и ряд законов,
защищающих монополистические фирмы.
Так, в законе РФ “О естественных монополиях”
признаётся за государством право образовывать
монополии в тех отраслях народного хозяйства,
где в силу технологических и эксплуатационных
особенностей невозможно и не выгодно
развивать конкуренцию. В другом законе
РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров”
защищаются законные права и интересы
владельцев товарных знаков, регулируются
имущественные отношения по поводу использования
товарных знаков. 23 сентября 1992 года был
принят “Патентный закон Российской
Федерации”, который регулирует имущественные
и неимущественные отношения, связанные
с правовой охраной научных изобретений.
И наконец, закон РФ “Об авторском праве
и смежных правах” установил, что автору
принадлежит законное право на использование
его интеллектуальной собственности в
любой форме и любыми способами, не препятствующими
реализации прав других лиц. Но всё же
ещё не приходится говорить о том, что
принятые законы используются в полной
мере. Некоторые из них требуют внесения
существенных изменений.
Подводя
итог, к особенностям конкуренции
в России можно отнести:
- отсутствие
действенной и продуманной государственной
политики в области конкуренции и повышения
конкурентоспособности отечественной
продукции на мировом рынке;
- жесткая протекционистская
политика правительства в отношении импортных
товаров с целью снижения их конкурентоспособности
на внутреннем рынке (посредством высоких
импортных пошлин);
- сырьевая
экспортная ориентация народного хозяйства
России на мировом рынке и импорт продукции
высокотехнологичных отраслей (как следствие,
- ущербный торговый баланс и низкий жизненный
уровень населения);
- отставание
технологий в большинстве отраслей промышленного
производства народного хозяйства России
от мирового уровня на 10-30 лет (как следствие,
- дорогая и относительно низкого качества
продукция);
- последствия
валютного кризиса августа 1998 года, приведшие
к резкому удорожанию импортных товаров;
- экономически
невыгодный уровень концентрации производства
на большинстве крупных предприятий народного
хозяйства России (как следствие, - чрезмерные
цены на выпускаемую продукцию и ее низкая
конкурентоспособность).
Подводя
итог вышесказанному, необходимо отметить:
конкуренция - это сложное многогранное
явление. Существует множество
её видов и методов. Этот элемент экономики
следует оценивать как жизненно важную
и наиболее мощную силу развития экономики.
Проблема
конкуренции изучается многими
экономистами как за рубежом, так и
в нашей стране. Но лишь изучить это явление
недостаточно. Важно еще и правильно
применить полученные знания на практике.
Проблема многих государств - выбрать
наиболее приемлемую форму конкуренции
для своего государства. Регулировать
экономику или нет, какую форму конкуренции
поощрять и т.д. Россия никак не может выйти
из переходного периода, когда конкуренции
фактически не существовало (хотя она
все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях")
и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России
сейчас воцарился хаос. Наш переход
от плановой экономики к рыночной осуществляется
очень непоследовательно, скачками,
и в таких условиях не может образоваться
нормальная конкурентная среда. Государство
передало часть своих монополий в частные
руки, и получилось ещё хуже, чем было.
Монополисты стали независимыми диктаторами
на рынке. Государство пытается мешать
монополизации рынков, но очень редко
это оказывается действенно. Напротив,
государство защищает свои товары, в том
числе производимые и монополиями или
олигополиями. Например, повышение пошлин
на подержанные автомобили ограждает
отечественных производителей авто от
необходимости конкурировать. С одной
стороны, государство заботится о своем
производителе, но оно совершенно не подумало
о последствиях такой бездумной протекционистской
политики. Наши автомобили будут пользоваться
большим спросом, но степень удовлетворенности
понизится. Совершенно очевидно, что наши
машины худшего качества по сравнению
с импортными. И у производителей не будет
особенного стимула повышать качество,
так как продукция и так пользуется спросом.
Итак,
конкуренция может рассматриваться
как одно из важнейших понятий
в экономической теории, и пренебрежение
ею ведет к плачевным результатам.
Литература,
использованная при
написании работы:
- Курс экономической
теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н.,
проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.
- Макконнелл.
К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы
и политика.
М.: Республика.
1992. Т. 1
- Портер. М
Международная конкуренция. М.:1994
- П.Самуэльсон,
В.Нордхаус "Экономика: учебное пособие
для вузов по экономическим направлениям
и специальностям": Пер. с англ. - М: изд-во
"БИНОМ", 1997.
- Журавлева
Г.П. "Экономика: учебник". - М.: Юристъ,
2001.
- Л. Завьянов,
Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг:
сто вопросов – сто ответов, как действовать
на внешнем рынке», Москва, 1992 , стр. 61.
- Робинсон.
Дж. Экономическая теория несовершенной
конкуренции. М. 1986
- Социально-экономические
проблемы России. Справочник. / под редакцией
Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 1999.
- Монополизм
и конкуренция в России. Балайдина В. С.
Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.
- Маркетинг,
№5(60), 2001г.
- Финансы
и кредит, №3(75), 2001г.
- www.tarasei.narod.ru
- www.allbest.ru/union/
- www.biglib.com.ua
- www.eduworld.ru