Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Введение 5
1. Понятие конкуренции 6
2. Виды конкуренции 12
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция 12
2.2 Ценовая и неценовая конкуренция 23
3. Роль конкуренции в развитии общества 32
3.1 Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России 32
3.2 Положительные и отрицательные стороны конкуренции 39
Заключение 40
Библиографический список 42
Федеральное агентство по образованию
Ухтинский
Государственный Технический
Кафедра
Экономической теории
Курсовая работа
По дисциплине Экономическая теория
На тему:
Конкуренция и её роль в развитии
общества
Выполнил(а): ст.гр.ЭТК-2-09(б)
Проверил: Каюков
В.В.
Ухта, 2010
Содержание
Введение | 5 |
1. Понятие конкуренции | 6 |
2. Виды конкуренции | 12 |
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция | 12 |
2.2 Ценовая и неценовая |
23 |
3. Роль
конкуренции в развитии |
32 |
3.1 Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России | 32 |
3.2 Положительные и отрицательные стороны конкуренции | 39 |
Заключение | 40 |
Библиографический список | 42 |
Введение
XXI век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Содержание курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, описывается ее роль на рынке. Во второй главе ведется речь о видах конкуренции по состоянию рынка – совершенной и несовершенной, ценовой и неценовой конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В третьей главе рассматривается роль конкуренции в развитии общества. Одной из главных ролей считается роль конкуренции в развитии рыночных отношений. Особое внимание при изучении вопросов неценовой конкуренции было уделено такому методу конкурентной борьбы, как реклама.
При
написании курсовой работы использовалось
множество экономической литературы.
При изучении совершенной и несовершенной
конкуренции большую помощь оказали книга
Макконнелла и Брю «Экономикс» и учебник
Нуреева. Разобраться в вопросах неценовой
конкуренции особенно помог журнал «Маркетинг».
1.
Понятие конкуренции
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф. Перру определяет конкуренцию как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры которые обеспечивают творчество и отбор.» Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но таких много. Поэтому и приходится постоянно сталкиваться с конкуренцией. Значение понятия «конкуренция» заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый
определяет конкуренцию как
Второй
подход рассматривает конкуренцию
как элемент рыночного
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый
подход основывается на повседневном
понимании конкуренции как
В классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит определял конкуренцию как поведенческую категорию, когда продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция
обеспечивает взаимодействие спроса и
предложения, уравновешивает рыночную
цену. В результате соперничества продавцов
и покупателей устанавливается общая
цена на однородные товары и конкретный
вид кривых спроса и предложения. Конкуренция
обеспечивает функционирование рыночного
механизма ценообразования.
Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция – это некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие
конкуренции настолько
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых,
конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих,
конкуренция стимулирует
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией). Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов.
Информация о работе Конкуренция и её роль в развитии общества