Конкуренция и её роль в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание

Введение 5
1. Понятие конкуренции 6
2. Виды конкуренции 12
2.1 Совершенная и несовершенная конкуренция 12
2.2 Ценовая и неценовая конкуренция 23
3. Роль конкуренции в развитии общества 32
3.1 Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России 32
3.2 Положительные и отрицательные стороны конкуренции 39
Заключение 40
Библиографический список 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая конкуренция.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.

     Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

      При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка. Правовое  регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности в Российской Федерации. Отношения, связанные  с монополистической  деятельностью  и недобросовестной  конкуренцией  на рынках ценных бумаг  и финансовых услуг  регулируются  следующими законодательными актами:

  • Законом  «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991г. в период от 25 мая 1995г. и Законом  «О естественных  монополиях» от 19 июля 1995г. в том случае, когда  складывающиеся на  этих рынках  отношения  оказывают  влияние  на конкуренцию на товарных рынках;
  • Законом РФ «Об организации страхового  дела  в Российской                  Федерации» (ст.31);
  • Федеральным законом РФ «О внесении изменений  и дополнений  в Закон РФ «О банках  и банковской  деятельности в РСФСР» (ст.32);
  • Федеральным законом РФ «Об акционерных  обществах» (ст.10 п.2);
  • Федеральным законом РФ  «О рынке ценных бумаг» (ст. 30, ст. 51 п.7).

      Основополагающим  законом является  Федеральный  закон РФ « О защите конкуренции на рынке  финансовых  услуг», принятый Государственной Думой РФ от 4 июня 1999г. и регулирующий отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и иных финансовых  услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. 

      Анализ  монополистической конкуренции  за последний период показал, что  заметной  конкуренции на монопольном  рынке  добились следующие компании:

     1. Компания  «Кировский  стройфарфор»  растет заметно  быстрее всей       промышленности России.  Сегодня «Кировский  стройфарфор»  выпускает около  1,4 млн.  ед.  сантехники. Ежегодно объем  увеличивается  на 6-8%. Завод  с оборотом  около 20 миллионов долларов является  лидером отрасли, контролирует  примерно 20% всего российского производства. Рост оборота  в среднем составляет  20-30% в год. С 1999г.  объемы  производства  «Кировского стройфарфора»  стабильно  растут. Завод удачно вписался в растущий  на 25-30% рынок, и, несмотря  на жесткую конкуренцию, сумел на нем  закрепиться. В 2004г.  производство  увеличилось  почти в 7 раз  по сравнению   с 1999г. – до 1,4 млн. кв. м. (по  выпуски плитки);

     2. Холдин «Северсталь-Авто» был создан  в 2001году На 2004 год  его финансовые показатели  на фоне остального российского автопрома выглядят, по оценкам специалистов довольно неплохо. Так, выручка (млн. дол.)  у Холдинга составила - 799 ( у «АвтоВаза» - 4250; Газ - 1650; Камаз - 1360) Чистая прибыль (млн. долл.) - 46,5  (Автоваз - 90; Камаз - 0,5; Газ - 3,2);

     3. ОАО  « Сибакадембанк» (САБ)  готовится  к размещению  облигаций по открытой  подписке  на Московской  межбанковской валютной бирже. Объем выпуска  облигаций  номинальной стоимостью  1 тыс. руб. составит 470 млн.руб., срок обращения - 728 дней. Погашения будут производиться  безналично, ежеквартально. Основная идея эмиссии облигаций - создать  пул региональных банков и составить альтернативу   крупнейшим московским  финансовым учреждениям на рынке доступа к международным инвестиционным ресурсам, активизировать ситуацию  на межбанковском валютном рынке.Полученные  от размещения  облигаций средства  пойдут   на кредитование  частных  и корпоративных  клиентов Сибакадембанка;

     4. Итоги деятельности « Евразхолдинга» в 2004году  показывают, что по предварительным данным «Евразхолдинга» объем продаж  предприятий, акции которых  консолидированы  на Mastercroft Ltd (Evraz Group) в прошлом  году вырос с 2,1 миллиардов долларов, полученных  группой  в 2003 году Прибыль  компании  до выплаты  налогов, процентов по кредитам и отчислений  на амортизацию составила  в 2004 году 2,1 миллиардов долларов  (500 млн. долл. В 2003г.) Чистая прибыль  предприятия  увеличилась  до 1 миллиарда долларов с  2000 миллиардов долларов годом ранее.По российским стандартам  бухгалтерской отчетности, чистая  прибыль   трех металлургических  предприятий « Евразхолдинга»  за год увеличилась  в 3,4 раза- до 31,29 млр. долл. руб., суммарная  выручка  по ним  составила  147,5 млрд. руб.Общий объем  выплавки  стали  на комбинатах  группы  составил 13,7 млн. т.;

     5. Наш рынок  авиаперевозок  также переживает  небывалый подъем.За период  2004-го г.  он увеличился почти на 15%, с 29,5 до 34 млн. человек. Это самый высокий показатель  за всю историю  гражданской авиации  нашей страны. В денежном  выражении емкость рынка  авиаперевозок  достигла 7 млрд. долларов.При сохранении нынешних  тарифов  уже  через пять  лет  количество  пассажиров на авиалиниях  вырастет  в 1,5 раза.  А их  ежегодные затраты   на билеты  превысят  10 млн. долларов;

     6. Хороший рост производства демонстрирует   мебельная фабрика ОАО «Заречье» (Тюмень), увеличив его объемы за период 2004-2005гг. на 36,4%. Предприятие  совершенствует  технологию выпускаемой  продукции, работает над созданием новых образцов мебели, модернизирует  технологические потоки.Фабрика отмечена  высокими  наградами  на ведущих московских   специализированных выставках в номинациях « Оригинальный  экспонат», « За высокое  качество  и дизайн», « За высокие потребительские свойства»;

     Изделия фабрики включены   в российский каталог  « 100 лучших  товаров России». 

      3.2 Положительные и отрицательные стороны конкуренции 

      Положительные стороны конкуренции:

  • конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  • конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  • конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  • конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  • конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  • конкуренция вводит новые формы управления.

      Отрицательные стороны конкуренции:

  • при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  • многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы;
  • конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

     Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так: первый фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле; второй - развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену; третий - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей   цены   на   однородные   продукты.  Конкуренция   в   данном  случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели. Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.  С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

     В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

     Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

     В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

     Естественные монополии представляют собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги – земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

     Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства – техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

     Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием, организационной структурой и управлением.

     Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции.

     Конкуренция является необходимым и определяющим  условием  нормального функционирования рыночной экономики.

Библиографический список 

    1. Куранов Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. Учебное пособие – 4-е изд. – М.: Вуз и школа, 2004г.
    2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Перевод с английского 17-го изд. - М.: Республика, 2007г.
    3. Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс / С. С. Носова. Учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2005г.
    4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2004г.
    5. Журавлёва Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004г.
    6. Ларионов И.К. Экономическая теория. Общие основы и особенности России. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2004г.
    7. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., переработка и дополнения – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.
    8. Ховард К. и другие. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. Теория свободного рынка. – М.: ЮНИТИ, 2005 г.
    9. Янова В.В. Экономика. Учебное пособие - Москва, 2007г.
    10. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории – Москва, 2005г.
    11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика Издательство-М.: Инфра-М; Издание 14-е; 2004 г.

Информация о работе Конкуренция и её роль в развитии общества