Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 14:53, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Введение
I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.
II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистические объединения.
III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.
1 . 2 . Содержание рыночной
1 . 3 . Конкурентоспособность товара.
1. 4 . Совершенная
и несовершенная
конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной
конкуренции.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.
2 . 2 .Сущность и виды монополии.
2 . 3 .Монополистические объединения
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.
3 . 2 . Сдерживание недобросовестной
монополистической политики.
3 . 3 . Способы антимонопольного
регулирования экономики.
3 . 4 . Демонополизация экономики России.
Заключение.
Список использованной
литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Любая
попытка исследовать отдельную
отрасль экономики была бы бесконечной
и невыполнимой задачей. Их просто слишком
много. Следовательно, мы ставим более
реалистичную цель - определить и обсудить
несколько основных рыночных структур.,
или моделей. Поступая так, мы познакомимся
с наиболее общим способом, которым определяются
цены и объем производства в большинстве
типов рынка, которые характеризуют нашу
экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим
такое понятие как «
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.
Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование включает в себя:
• административный контроль над монополизированными рынками,
• организационный механизм,
• антимонопольное законодательство.
Три основных дефекта дают экономическое оправдание
государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
ГЛАВА I РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.
Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования..
Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.
Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.
Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
1. 3 . КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.
Привлечение
потребителя модно только предложением
товара, который имеет преимущества по
сравнению с товарами соперниками по удовлетворению
нужд потребителя, Если товар вашей фирмы
таков, то вы производите конкурентоспособный
товар.
Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с
• совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства управления;
•
создание принципиально новых по
конструкции средств
• улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;
• Улучшение всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.