Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».

Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Содержание

Введение

I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
1 . 1 . Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма.

1 . 2 . Содержание рыночной конкуренции.

1 . 3 . Конкурентоспособность товара.

1. 4 . Совершенная и несовершенная конкуренция.
1 . 5 . Виды несовершенной конкуренции.



II. Конкуренция и монополия.
2 . 1 . Взаимосвязь между конкуренцией и монополией.

2 . 2 .Сущность и виды монополии.

2 . 3 .Монополистические объединения.

III. Антимонопольное регулирование.
3 . 1 . Негативные следствия чрезмерной монополизации производства.

3 . 2 . Сдерживание недобросовестной монополистической политики.

3 . 3 . Способы антимонопольного регулирования экономики.

3 . 4 . Демонополизация экономики России.


Заключение.


Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по Эк.теории.docx

— 64.88 Кб (Скачать документ)

    Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

    Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

    Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред производству. 
 
 
 

    3.2.СДЕРЖИВАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ 
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 
    Вследствие  «очевидных» для большинства  населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.

        При этом Государство не стремится  сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго . Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

    • охрана и поощрение конкуренции;
    • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

     контроль  над ценами;

    • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса .

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять  без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное  поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

            Государство стремится не допустить  превращения крупного бизнеса,  возникшего на основе концентрации  и централизации производства  и капитала, в монополию, нарушающую  нормальное функционирование рыночного  механизма.     Государство  контролирует процессы слияния  корпораций, и далеко не каждое  из них признается законным  и допустимым. Именно против таких  монополий, возникших на основе  централизации капитала, в первую  очередь направлено антимонопольное  законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции. 

3.3. СПОСОБ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ                ЭКОНОМИКИ

 
    Как мы уже знаем, конкуренция есть самое  эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

    Когда же предприниматели заключают между  собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

    Чтобы избежать этих негативных явлений, государство  вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

    Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

    Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании   методов   нечестной   конкуренции   и   проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

    Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д.

    Наиболее  эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры  отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

    Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов  не стал бы утверждать, что попытка  сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.

    С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

3.4. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

    Унаследовав от централизованной экономики монополизм - это монополизм особого рода. Во - первых, он был всеобъемлющим, включая производство, распределение, обмен и потребление. Во - вторых, монополизм российской экономики сформировался не в результате действия, поглощения, слияний или сговора между предприятиями, а сознательно как способ оптимизации распределения ресурсов на основе экономии от масштаба производства. Следовательно, российский монополизм имел не производственную, а управленческую природу. Для хозяйствующих субъектов такой монополизм оборачивался: безальтернативностью экономического поведения, жестко фиксированного централизованным планированием; натурально -хозяйственной замкнутостью; не реализуемостью имеющихся монопольных преимуществ из-за централизации доходов в бюджете. Следовательно, у нас была создана государственная экономика, а не экономика с монополизмом хозяйствующих субъектов. Поэтому демонополизация российской экономики прежде всего означает ее разгосударствление путем, во - первых, демонтажа административно -командной системы управления, и, во - вторых, изменение мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию механизма Третий элемент демонополизации - закрепление правовых основ, исключающих монопольные действия государственных органов и участников хозяйственного оборота

    Особое  место в демонополизации экономики  занимает проблема крупных предприятий, с  раздроблением которых часто  связывают преодоление монополизма  в российской экономике. Раздробление крупных фирм может способствовать активизации конкуренции в отрасли  за счет автономизации структурных звеньев.

    Проведенная под флагом демонополизации экономики  законодательная поддержка центробежных тенденций уже обернулась для  российской экономики отрицательными последствиями. Во-первых, был утрачен  контроль над целостным производственно - распределительным циклом. Разрыв хозяйственных связей при отсутствии налаженной снабженческо - сбытовой сети привел к тому, что одни предприятия столкнулись с проблемой обеспечения производства необходимыми ресурсами, другие же - с проблемой сбыта. Во-вторых, в результате сужения хозяйственной базы упала концентрация финансовых ресурсов и снизилась возможность маневрирования ими, что привело к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. В-третьих, автономизация промежуточных обернулась усилием монопольных проявлений в виде ценового диктата.

    Таким образом, приемлемость раздробления предприятий  как способа решения проблем  монополизма в российской экономике  далеко не однозначна. При этом следует  иметь в виду, что монополизм как  форма рыночной власти кроется не в размерах предприятия, а в его  положении на рынке. Даже небольшое  предприятие может быть монополистом, крупное же, наоборот, - совершенным  конкурентом. Поэтому корень вопроса  не в крупных предприятиях, а в  том, что производство той или  иной продукции сконцентрировано у  одного производителя. Следовательно, выход следует искать не в разукреплении существующих производителей, а в создании для них конкурентов путем диверсификации производства продукции, создания новых производств аналогичной продукции и обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов.

 

    

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
    Мы  рассмотрели такую обширную тему как «Конкуренция и монополия». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

    На  мой взгляд, полезно время от времени  проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

    Мы  выяснили, что для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

    На  несовершенно конкурентных рынках в  противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

 

    

    Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

    Три основных дефекта рынка дают экономическое  оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

    С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция и монополия