Конкуренция, монополия и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Конкуренция объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка.

Содержание

Введение
1 Сущность конкуренции и её значение
2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы
3 Определение монополии
4 Формы и виды монополии
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

эк.теория.docx

— 39.18 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция, монополия и  их виды

 

План

 

Введение

1 Сущность конкуренции  и её значение

2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы

3 Определение монополии

4 Формы и виды монополии

Заключение

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Конкуренция объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка.

На определенном историческом этапе экономического развития конкуренция  в результате концентрации и централизации  капитала создает монополию. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. Процесс монополизации не исключает конкуренцию.

Конкуренция – это борьба за спрос и развитие. А вот борьба за первенство, единство и качество – это монополия. Одна фирма-монополист – один товар. Все стремятся быть первыми. Казалось бы, монополия и  конкуренция – два схожих понятия, но это не так.

На рынке складываются различные соотношения конкуренции  и монополии.

В данной теме этой контрольной  работы  раскрывается сущность конкуренции, которая рассматривается как  важное звено рыночного механизма. Значительное место занимает характеристика видов конкуренции, её методов. Также  отдельными вопросами излагается сущность монополии, её формы и виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность конкуренции  и её значение

 

Конкуренция (от латинского «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция - экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Или: конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов хозяйственной  деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих  интересах.

Она существует всегда и  везде, где между субъектами возникает  соперничество по обеспечению своих  интересов. Как экономическое отношение  конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов  хозяйствования к соперничеству  и результатами развития экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  хозяйственных единиц. Через конкуренцию  товаропроизводители в определённой степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению  научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства  государственных структур конкуренция  превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  конкуренции и удержания её на уровне нормального стимулятора  экономики государство в своих  законах определяет «правила игры»  соперников. В этих правилах фиксируются  права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются  принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и  сбыта товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность  укрепления хозяйства, применения наёмных  работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция  выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают  с ней повышение эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки  и техники, совершенствовать технологию производства.

 

 

2 Виды конкуренции.  Методы конкурентной борьбы

 

Конкуренция не однозначна, имеют место различные виды конкурентной борьбы. Для установления вида конкуренции используют такие критерии, как сфера и характер. По критерию сферы конкурентной борьбы (отраслевой признак) различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция – это борьба между предпринимателями, выпускающими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественная стоимость товаров, устанавливающаяся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, называется рыночная стоимость. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обуславливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы приложения капитала, перераспределения прибыли. В итоге на макроуровне формируется единая равновесная цена производства, обеспечивающая равную прибыль на равный капитал.

По способам соперничества выделяют:

  • ценовую конкуренцию, характеризующую рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения. При этом используются следующие методы: снижение цен; скидки и премии; дешевые распродажи и др.;
  • неценовую конкуренцию, которая определяет выбор товаров с помощью таких критериев, как их технический уровень, качество, условия послепродажного обслуживания, включая методы предоставления дополнительных гарантий, особое оформление, рекламу и т.д. Методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, т.е. его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

С точки зрения характера  конкурентной борьбы (состояния рынка) различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:

  1. наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому её объём производства незначителен;
  2. возможность свободного доступа в различные производственные секторы;
  3. однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора;
  4. хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.

Совершенная конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Связь между производителями  осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями  и потребителями. Рыночные отношения  здесь представлены парным отношением «продавец - покупатель». Поведение  потребителя и производителя  определяется спросом и предложением.

Совершенная, или свободная, конкуренция была типична в экономике  развитых стран до середины ХIХ века. Во второй половине ХIX - начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируются влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она в отличие от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.

Простым способом определения  совершенной и несовершенной  конкуренции является характер реакции  цены на изменение спроса и предложения(рис.1).

Рис. 1. Реакция цены на изменение объема спроса и цены при совершенной (а) и несовершенной (б) конкуренции.

Если товаропроизводитель  продает товаров столько, сколько  он хочет и может продать, а  рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная  конкуренция (а), а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция (б).

Принято выделять три основных вида (модели) несовершенной конкуренции:

    1. Монополистическую конкуренцию, которая, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Она подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).
    2. Олигополию (групповую монополию) – рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка. Выделяют чистую (производящую однородный товар – нефть, сталь,

цемент) и дифференцированную (производящую разнообразную продукцию – автомобили, кузнечно-прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, автомобили и др.) олигополии.

    1. Чистую (абсолютную) монополию, существующую там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

 

В механизме конкурентной борьбы различают два аспекта:

  1. объективный, по которому конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание;
  2. субъективный аспект, в котором механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех – войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений.

Выделяют три основных «фронта» этой борьбы:

    1. Конкуренция среди продавцов – все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж.
    2. Конкуренция среди покупателей – все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой.
    3. Конкуренция между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.

В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы и  т.д. Используются также методы прямого  насилия: поджоги, взрывы, убийства, шпионаж  и другое.

Во всех странах применяются  ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится  также используемый монополиями  метод ценовой дискриминации.

Появляются и методы неценовой  конкурентной борьбы. Эти методы в  основном подразделяются на две группы – конкуренция по продукту и конкуренция  по условиям продаж.

Конкуренция по продукту –  это стремление захватить часть  отраслевого рынка конкурента путём  выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж – это использование многочисленных средств для привлечения покупателей  к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.

Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа товаров  в рассрочку и лизинг. Последний  означает использование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного  назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при  лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Информация о работе Конкуренция, монополия и их виды