Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:00, контрольная работа
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Конкуренция объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка.
Введение
1 Сущность конкуренции и её значение
2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы
3 Определение монополии
4 Формы и виды монополии
Заключение
Список используемых источников
Контрольная работа
по дисциплине
«Экономическая теория»
Конкуренция, монополия и их виды
План
Введение
1 Сущность конкуренции и её значение
2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы
3 Определение монополии
4 Формы и виды монополии
Заключение
Список используемых источников
Введение
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Конкуренция объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка.
На определенном историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создает монополию. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. Процесс монополизации не исключает конкуренцию.
Конкуренция – это борьба за спрос и развитие. А вот борьба за первенство, единство и качество – это монополия. Одна фирма-монополист – один товар. Все стремятся быть первыми. Казалось бы, монополия и конкуренция – два схожих понятия, но это не так.
На рынке складываются
различные соотношения
В данной теме этой контрольной работы раскрывается сущность конкуренции, которая рассматривается как важное звено рыночного механизма. Значительное место занимает характеристика видов конкуренции, её методов. Также отдельными вопросами излагается сущность монополии, её формы и виды.
1 Сущность конкуренции и её значение
Конкуренция (от латинского «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция - экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Или: конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция представляет собой
соперничество субъектов
Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.
Конкуренция имеет важное
значение в жизни общества. Она
стимулирует деятельность самостоятельных
хозяйственных единиц. Через конкуренцию
товаропроизводители в
В то же время конкуренция
обостряет противоречия экономических
интересов, чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию в
обществе, обусловливает рост непроизводительных
издержек, побуждает к созданию монополий.
Без административного
Исторически конкуренция
возникла в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель
стремился создать для себя наиболее
выгодные условия производства, и
сбыта товаров в ущерб
В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.
2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы
Конкуренция не однозначна, имеют место различные виды конкурентной борьбы. Для установления вида конкуренции используют такие критерии, как сфера и характер. По критерию сферы конкурентной борьбы (отраслевой признак) различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями, выпускающими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественная стоимость товаров, устанавливающаяся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, называется рыночная стоимость. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обуславливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.
Межотраслевая конкуренция – это борьба между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, за сферы приложения капитала, перераспределения прибыли. В итоге на макроуровне формируется единая равновесная цена производства, обеспечивающая равную прибыль на равный капитал.
По способам соперничества выделяют:
С точки зрения характера конкурентной борьбы (состояния рынка) различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:
Совершенная конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
Совершенная, или свободная, конкуренция была типична в экономике развитых стран до середины ХIХ века. Во второй половине ХIX - начале XX века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируются влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она в отличие от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.
Простым способом определения совершенной и несовершенной конкуренции является характер реакции цены на изменение спроса и предложения(рис.1).
Рис. 1. Реакция цены на изменение объема спроса и цены при совершенной (а) и несовершенной (б) конкуренции.
Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция (а), а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция (б).
Принято выделять три основных вида (модели) несовершенной конкуренции:
цемент) и дифференцированную (производящую разнообразную продукцию – автомобили, кузнечно-прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, автомобили и др.) олигополии.
В механизме конкурентной борьбы различают два аспекта:
Выделяют три основных «фронта» этой борьбы:
В современных условиях используются
силовые методы конкурентной борьбы.
К ним относятся лишение
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы, в частности применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также используемый монополиями метод ценовой дискриминации.
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы – конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путём выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж
– это использование
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает использование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.