Конкуренция, монополия и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:00, контрольная работа

Описание

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Конкуренция объединяет участников рынка через цены, спрос, предложение. Она пронизывает все рыночные отношения. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка.

Содержание

Введение
1 Сущность конкуренции и её значение
2 Виды конкуренции. Методы конкурентной борьбы
3 Определение монополии
4 Формы и виды монополии
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

эк.теория.docx

— 39.18 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

3 Определение  монополии

 

Конкуренция постоянно находится  под воздействием и угрозой монополизации – сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства.

Процесс монополизации  рынка, представляющий собой один из важнейших экономических законов, профессор А.Г. Войтов рассматривает в такой логической схеме: Труд → Хозяйство → Экономика → Рынок → Капитал→ Накопление → Концентрация → Централизация → Монополизация (Монополия).

Таким образом, на определенном историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создает монополию – своего антипода и злейшего врага. Монополия – древняя форма материальных отношений. Например, еще в IV–III вв. до н.э. Аристотель изучал монопольные права монархов.

В период промышленного подъема 1895–1899 гг. и кризиса 1900–1903 гг. монополия  становится основой всей хозяйственной  жизни крупных государств, достигнув  максимума в ХХ веке. Сегодня монополии  – это «лицо», ведущая сила рынка  и общества вообще.

В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих законов, в том числе и  свободного рынка и рынка бизнеса. Следует подчеркнуть, что монополия и конкуренция – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две реальные стороны одного и того же рыночного взаимодействия. С усилением господства монополий усиливается конкурентная борьба как между, так и внутри них.

Монополия (от греч. monos (один, единственный) + poleo (продаю)) в узком смысле – это господство одного продавца, фирма, которая не имеет конкурентов.

Монополия в широком  значении:

  • исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности;
  • такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

  • Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм.
  • Доминирующее (от лат. dominans – господствующий) положение этих фирм на рынке определенных товаров.
  • Установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбыли. Намеренно сокращая количество продаж, монополист тем самым создает дефицит и добивается повышения цен.

В современных условиях получить монопольную власть можно не столько  путём достижения определённых размеров производства, сколько обладания  уникальной технологией, недоступной  мелкому и среднему бизнесу.

Носителями монопольной  власти выступают государство, фирмы, отдельные физические лица. Монопольной  властью обладают как крупные, так  и средние, мелкие фирмы, имеющие  определённые преимущества перед конкурентами.

 

 

4 Формы и виды  монополий

 

Выделяют низшие и высшие формы монополии. Низшие формы –  временные союзы и соглашения, возникающие для достижения конкретного  проекта. Высшими формами монополий  являются картель, синдикат, трест, концерн.

Картель (от итал. carta – документ) – наиболее простая и распространенная форма монополии, производящей однородную продукцию. Его участники договариваются о разделе рынков, объемах продаж (квотах), уровне цен. Участники объединения сохраняют полную производственную и коммерческую самостоятельность. Примером международного картеля является созданная в 1960 году Организация экспортеров нефти – ОПЕК.

Синдикат (от греч. syndikos – действующий сообща). Его участники, договариваясь о ценах и квотах, самостоятельно производят однородную продукцию, реализуют ее через общую торговую сеть, утрачивая тем самым коммерческую самостоятельность.

Трест – объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их производственной и коммерческой самостоятельности.

Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – одна из главных и эффективных форм современных хозяйственных объединений, представляющих собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, объединяющий промышленные, торговые, банковские и другие предприятия. Их объединяет особый институт холдинг (от англ. hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая контрольным пакетом акций.

Временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство железных дорог, тоннелей, спортивных комплексов и т.п.) - это консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество).

В экономической теории выделяют два вида монополий по их происхождению: естественную, искусственную.

Естественная  монополия – монополия, возникающая и существующая закономерно; это ситуация, когда, единственная фирма обслуживает весь рынок вследствие минимизации издержек производства и высокой эффективности такой рыночной структуры (водоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение). Иногда естественная монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) определённых факторов и условий производства, в частности, природных ресурсов. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.

Искусственная монополия – это «рукотворная», специально созданная для получения монополистических выгод монополия путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Она создается для получения рыночной власти и сверхприбыли в форме добровольного объединения в союзы (взаимного обмена акциями) или подавления конкурентов (с помощью массированного выброса товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам – т.н. демпинг), или поглощения (скупки акций).

Технологическая монополия (техническая, производственная) – разновидность естественного монополизма. В этом случае предприятие (объединение) контролирует производство и реализацию определённой продукции. Специфика технологии производства такой продукции обусловливает крупные размеры предприятия.

Экономическая монополия возникает либо путём договора между различными хозяйствующими субъектами, либо в результате конкуренции по поводу соглашений о квотах, ценах, рынках сбыта.

На практике существуют и другие виды монополий, например, закрытая (защищённая юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию) и открытая (при которой одна из фирм становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции).

Предпринимательская монополия – рынок, при котором одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли.

Двусторонняя  монополия представляет собой рыночную ситуацию, на которой единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

Государственная монополия – рынок, когда государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны.

Процветание национальных и  появление международных (транснациональных) монополий свидетельствует о  закономерности этого процесса. Не зря говорят, что каждый конкурент  на рынке мечтает стать монополистом. Монопольная власть оказывается  положительным фактором (обратной связью) развития производственного потенциала страны. Располагая огромным капиталом, монополии имеют большие возможности  для развития НТП.

Вместе с тем цивилизованный мир стремится ограничить монопольные  соглашения. Ради повышения доходов, пользуясь своим особым положением, они идут на различные, включая «ценовые», хитрости:

  • установление т.н. «ножниц цен» – завышение продажных и занижение покупных;
  • тайный сговор (негласное соглашение) по использованию «лидерства в ценах» – установление нужного уровня цен ведущей в данной отрасли фирмой и остальными, «молчаливо» следующими за ней;
  • использование системы «связанных цен» – на основной продукт (фотоаппарат, принтер) для стимулирования его сбыта цена относительно невелика, а на сопутствующий (пленку, краску к принтеру) для получения компенсирующей сверхприбыли – завышенная;
  • применение «цен снятия сливок» – повышенных цен для богатых, «избранных» покупателей;
  • применение «цены проникновения» – пониженной цены для завоевания массового покупателя и массового разорения конкурентов. Продавая в течение определенного периода товары ниже себестоимости, монополии тем самым банкротят «посторонних».

Типичными для монополий  являются такие методы и приемы, как лишение противника кредита; объявление бойкота; скупка акций, патентов на различные открытия, изобретения  и технические усовершенствования; подкуп нужных лиц; давление на конкурентов  через государственные органы и, наконец, посягательство на демократию.

Необходимость сдерживания  и регулирования монополий передовые  страны осознали еще в ХIХ веке. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (закон Шермана, известный как «хартия экономической свободы», 1890). В 1914 г. принят закон Клейтона, запрещавший соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм. В 1950 г. этот закон был дополнен актом Селлера–Кефовера, запрещающий слияния путем приобретения активов. Запрещает монопольные соглашения и Римский договор, положивший начало Общему рынку.

Процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс.

Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на:

  • использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;
  • недопущение или ограничение искусственной монополии.

Сказанное выше свидетельствует  об ослаблении конкуренции как контрольного механизма рыночной системы и  возрастающей ответственности и роли государства.

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция имеет  важное значение в жизни общества. Она существует всегда и везде.

Конкуренция – это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития.

Действительно, конкуренция  ведется среди продавцов, среди  покупателей, между продавцами и  покупателями. Достоинство конкуренции  в том, что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов соревнующихся.

Исключительно велика роль конкуренции в функционировании рыночного механизма. Конкуренция  порождает механизм саморегулирования  рынка. Через действие закона стоимости  и закона спроса и предложения  она сопоставляет индивидуальные затраты  товаропроизводителей с рыночными. Конкуренция обеспечивает экономическую  свободу каждому агенту рынка, воспитывает  в нем предприимчивость.

Конкуренция способствует: расширению и рационализации производства; внедрению прогрессивных новшеств; экономии ресурсных затрат; оптимальному удовлетворению спроса; уравниванию и снижению цен; повышению общей эффективности экономики.

Конкуренция постоянно находится  под воздействием и угрозой монополизации – сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства.

На определенном историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создает монополию – своего антипода и злейшего врага. Монополия – древняя форма материальных отношений. Сегодня монополии – это «лицо», ведущая сила рынка и общества вообще. В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих законов, в том числе и свободного рынка и рынка бизнеса. В деятельности монополии имеются как положительные, так и отрицательные стороны.

Следует подчеркнуть, что  монополия и конкуренция – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две реальные стороны одного и того же рыночного взаимодействия. С усилением господства монополий усиливается конкурентная борьба как между, так и внутри них.

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1. Шахнович С. В., Шахнович Е. С., Экономическая теория: Курс лекций. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П. М. Машерова, 2003.

 

  1. Экономическая теория. Общая экономическая теория. Основы микроэкономики: курс лекций /Шахнович С.В и [др.]. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2010.

 

  1. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие /М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Минск.: ООО «Современная школа», 2006 – 392 с.

 

  1. Экономическая теория: Учебное пособие/Л.Н. Давыденко и др.; под общ. ред. Л. Н. Давыденко. – Мн.: Высшая школа, 2008 – 366 с.

 

  1. Экономическая теория: Пособие для преподавателей/Н.И. Базылёв, С.П. Гурко, М.Н. Базылёва и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Изд. 4-е, стереотип. – Минск: Книжный дом; Экоперспектива, 2000. – 637 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкуренция, монополия и их виды