Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Содержание

Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

«(РИНХ)»

 

                                          Кафедра Экономической теории

К У Р С О В А Я  Р А  Б О Т А

  1. на тему: «Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия» (№21)

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила студент:

                                                                                 группы    ЭКZ-511

                                                                                                  №12089

                                                                                 Шорлуян Олеся Ованесовна

                                                                                  Научный руководитель:

                                                                             Д.э.н., профессор

                                                                             Панасенкова Татьяна Владимировна

 

 

Ростов-на-Дону, 2013 год.

 

Содержание

 

Введение

  1. Виды конкуренции
  2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
  3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Если рассмотреть что  обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет  звучать как:

Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.

Конкуренция существует во многих областях и в каждой области, так же не исключая и экономику, она  не может ограничиваться одним лишь определением, поэтому приведу ещё  более детальные и близкие  к экономике:

Конкуренция — это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Конкуренция — это элемент  рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов  в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкуренция — двигатель  экономического прогресса. Это объясняется  тем, что рыночное соперничество  приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится  не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Как видно понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих  целей и что именно конкуренция  показывает, как можно эффективнее  производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию  ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В  этом несомненная положительная  роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные  корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В  результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий  и т.д.

Отсутствие возможности  влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия  конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки  зрения экономического роста конкуренция  представляет собой соперничество  старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники  обеспечения потребностей, новые  типы организации

Сегодня понятно, что чем  ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы  оказываются подготовленными к  борьбе за рынки за рубежом, и тем  в более выгодном положении оказываются  потребители на внутреннем рынке  и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция  должна иметь такие потребительские  свойства, которыми бы она выгодно  отличалась от сходной продукции  других конкурентов.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание  конкурентной среды в РФ, как и  во всех развитых странах в настоящее  время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий  момент важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

1.  Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

·  функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная конкуренция  возникает вследствие того, что любую  потребность можно удовлетворить  разнообразными способами. Например, для  занятий спортом или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты  и т.д.; для туризма - лодки, велосипеды, машины и пр.

·  видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает  вследствие наличия товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны  с различным уровнем выходной мощности.

·  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция  — борьба между предприятиями  одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и  межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной  промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

·  внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции; специфическая форма  борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой  процесс перелива капиталов из одной  отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства  общественного капитала.

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают  следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в  принципе, может купить товар у  любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В  случае, когда рынок представлен  относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это  проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить  себя от превратностей борьбы, что  свидетельствует о центростремительной  тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к  установлению господствующего положения  на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция  и монополизм - это не две различные  взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. 

 

 

 

 

2.  Методы конкуренции: ценовая и не ценовая.

Рыночные и внерыночные  формы

монополия олигополия монопсония конкуренция

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром  и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом  начале реформ в России, когда небольшое  количество начавших поступать с  Запада товаров сталкивалось с практически  ненасытным внутренним спросом.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

·  повышение качества продукции,

·  снижение цен («война цен»),

·  реклама,

·  развитие до- и послепродажного обслуживания,

·  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

·  экономический (промышленный шпионаж);

·  подделка продукции конкурентов;

·  подкуп и шантаж;

·  обман потребителей;

·  махинации с деловой отчетностью;

·  валютные махинации;

·  сокрытие дефектов и т.д.

Рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым  прибегают фирмы, чтобы облегчить  давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию  на:

·  ценовую (конкуренцию на основе цены);

·  неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного  соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым  разнообразным ценам.

Снижение цены было той  основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая  конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы  снижения себестоимости товара. В  целом, ценовая конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия