Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«(РИНХ)»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Ростов-на-Дону, 2013 год.
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.
Конкуренция существует во многих областях и в каждой области, так же не исключая и экономику, она не может ограничиваться одним лишь определением, поэтому приведу ещё более детальные и близкие к экономике:
Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция — это динамический,
ускоряющий движение процесс. Он служит
лучшему обеспечению рынка
Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Как видно понятие конкуренции
настолько многозначно, что оно
не охватывается каким-либо универсальным
определением. Это и способ хозяйствования,
и такой способ существования
капитала, когда один капитал соперничает
с другим капиталом. В конкуренции
усматривается как главная
Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Отсутствие возможности
влиять на цену является ключевым моментом
в современной трактовке
Сегодня понятно, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
С переходом России на рыночные
методы хозяйствования роль конкуренции
в экономической жизни общества
значительно возросла. При этом поддержание
конкурентной среды в РФ, как и
во всех развитых странах в настоящее
время, стало важной задачей государственного
регулирования экономики. А значит,
изучение конкуренции, ее роль в развитии
рыночных отношений является в настоящий
момент важнейшей задачей
1. Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
· функциональную (это конкуренция определенного товара);
Функциональная конкуренция
возникает вследствие того, что любую
потребность можно
· видовую (по цене и качеству);
Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.
· межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
Межфирменная конкуренция
— борьба между предприятиями
одной или разных отраслей за ограниченный
объем платежеспособного
· внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.
Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.
В зависимости от соотношения
между количеством
а) большое количество самостоятельных
производителей некоторого однородного
товара и масса обособленных потребителей
данного товара. Структура связей
такова, что каждый потребитель, в
принципе, может купить товар у
любого производителя, сообразуясь
с собственной оценкой
б) огромное число обособленных
потребителей и малое количество
производителей, каждый из которых
может удовлетворить
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей,
где единому потребителю
Конкуренция по своему содержанию
весьма противоречива. С одной стороны,
она выражает стремление к свободе,
экономической независимости - это
проявление центробежных сил. С другой
- стремление самих конкурентов обезопасить
себя от превратностей борьбы, что
свидетельствует о
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая.
Рыночные и внерыночные формы
монополия олигополия монопсония конкуренция
Конкуренция ведется за ограниченный
объем платежеспособного
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
· повышение качества продукции,
· снижение цен («война цен»),
· реклама,
· развитие до- и послепродажного обслуживания,
· создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
· экономический (промышленный шпионаж);
· подделка продукции конкурентов;
· подкуп и шантаж;
· обман потребителей;
· махинации с деловой отчетностью;
· валютные махинации;
· сокрытие дефектов и т.д.
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
· ценовую (конкуренцию на основе цены);
· неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия