Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Содержание

Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конкуренция.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

Отдельные потребители, не имеющие  возможности оказывать влияния  на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий  спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар  будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.

Вступление в отрасль  в условиях чистой монополии заблокировано  существующими барьерами.

Существует несколько  видов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль:

- экономия, обусловленная  ростом масштабов производства: современная технология в некоторых  отраслях производства такова, что  эффективное малозатратное производство  может быть достигнуто, только  если производители являются  чрезвычайно крупными как в  абсолютном выражении, так и  относительно рынка. Примерами  таких отраслей являются автомобильная,  алюминиевая промышленности. Если, к примеру, на всем рынке  функционируют 3 крупные фирмы  и каждой принадлежит примерно 1/3 этого рынка, то проникнуть  новым конкурентам на данный  рынок чрезвычайно трудно: мелкие  фирмы не в состоянии получить  такой экономии на издержках,  как ведущая "тройка" и, следовательно,  объема прибыли, необходимого  для выживания и расширения. Для  вхождения в отрасль в виде  крупного производителя очень  трудно найти такой объем денежного  капитала, который будет необходим  для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое  накоплено любым из членов "тройки".

- естественные монополии:  обычно этим отраслям государство  предоставляет какие-либо привилегии. Но в обмен на это исключительное  право оно оставляет за собой  право регулировать действия  таких монополий, чтобы не допустить  злоупотребления монопольной властью,  которую оно предоставило. Примерами  естественных монополий могут  служить так называемые предприятия  общественного пользования - электрические  и газовые компании, автобусные  фирмы, предприятия водоснабжения  и связи.

- государство может также  выдавать патенты и лицензии, создавая легальные барьеры для  вступления в отрасль. Выдавая  патенты государство стремится  защитить изобретателя от незаконного  захвата продукта или технологического  процесса конкурирующими фирмами,  которые не участвовали в расходах  времени, усилий и денег, которые  пошли на его разработку. Прибыли,  обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для  того, чтобы финансировать научно-исследовательскую  работу, требуемую для разработки  пригодной для патентования продукции.  Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может  усиливаться.

Вступление в отрасль  могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным станциям, учебным заведениям.

Однако барьеры для  вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном  периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой  и отличающейся, хотя и способной  служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники  стратегического сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы.

К положительным чертам конкуренции  можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. это обеспечивает эффективность конкурентных рынков.

К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение  и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных  приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические  нарушения и др.

Опыт последних лет  свидетельствует об усилении конкуренции  во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых  предприятий и организаций, либерализация  импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных  компаний - все это значительно  осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса с другой, создали условия, в которых конкуренция  стала обыденным делом.

Как показывает практика, большинство  российских предприятий не готово к  активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь серьезные  инновации, связанные с усилением  конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это  сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует  оценивать как жизненно важную и  наиболее мощную силу развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы. 

 

1)  Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.

М.: Соцэкгиз, 1962. С 331-332

2)  Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий.

М.: Международные отношения. 1986

3)  Майкл Е. Портер Конкуренция

М.: Вильямс, 2002, 496 с.

4)  Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е

издание. – М.: ИНФА-М, 1999.

5)  Микроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. -44 с.

6)  Макроэкономика: Конспект лекций / А.Д. Косьмин, В.С. Ефремов, Н.А. Никонова, Н.А. Потапова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. -36 с.

7)  Internet: «Википедея» свободная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/Конкурент

8)  Internet: Конкуренция и монополия

http://e-theory.narod.ru/articles/part06.html#2


Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия