В основе мер государственной
поддержки на любом из уровней
лежат: во-первых, соответствующий
(федеральный, региональный, местный)
нормативный акт органов представительной
власти, который устанавливает основы
такой поддержки. Так, на федеральном
уровне это Закон №88-ФЗ, на
региональном уровне, например в
Москве, это Закон г. Москвы
от 28.06.95 №14 "Об основах малого
предпринимательства в Москве";[27]
во-вторых, соответствующая (федеральная,
региональная, местная) программа
поддержки малого предпринимательства.
В этих двух документах
обычно содержатся как реальные
льготы, так и указание органам
исполнительной власти на разработку
отдельных мер поддержки. В
последнем случае сами льготы
закреплены в нормативных актах
органов исполнительной власти
соответствующего уровня.
Предусмотренные на
всех уровнях меры поддержки
малого предпринимательства условно
можно разделить на те, что
связаны с налогообложением, учетом
и бухгалтерской отчетностью,
и иные льготы и преимущества,
например упрощенная регистрация,
льготное кредитование и т.д.
В свою очередь первые
из них можно разделить на
нормы об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства,
предусмотренные федеральным и
региональным законодательством,
и на льготы для субъектов
малого предпринимательства, находящихся
на обычной системе налогообложения
(льготы по налогу на прибыль).
Особенностью национальной
поддержки малого бизнеса является
наличие в законодательстве нескольких
определений понятия "малое
предприятие". Их можно разделить
на три вида.
Во-первых, это определение,
содержащееся в п.3 ст.3 Закона
№ 88-
ФЗ[28]. Оно определяет
субъектов малого предпринимательства,
которые вправе претендовать
на льготы и преимущества, предусмотренные
федеральным законодательством.
Во-вторых, это определения
малого предпринимательства, содержащиеся
в законодательных актах субъектов
федерации. На примере Москвы
и Московской области можно
сказать, что понятие малого
предприятия в региональном законе
может несколько отличаться от
того, что содержится в Законе
№ 88-ФЗ.
Региональное законодательство
определяет малые предприятия
как субъекты, которые вправе
претендовать на льготы и преимущества,
предусмотренные субъектам малого
предпринимательства региональным
законодательством.
В-третьих, это определение
субъектов малого предпринимательства,
которые вправе перейти на
упрощенную систему налогообложения,
а также определение субъектов
малого предпринимательства, которые
имеют право на льготы по
налогу на прибыль. Хотя как
в первом, так и во втором
случае под малыми предприятиями
понимаются субъекты, отнесенные
к таковым в соответствии со
ст.3 Закона № 88-ФЗ, круг лиц,
которые вправе воспользоваться
упрощенной системой или могут
использовать льготы по налогу
на прибыль, значительно уже
по сравнению с теми лицами,
которые определены в Законе N
88-ФЗ.
Согласно п.1 ст.3 Закона
№ 88-ФЗ[29] субъектами малого предпринимательства
могут быть только коммерческие
организации и индивидуальные
предприниматели. Соответственно
статус малого предприятия не
могут иметь такие некоммерческие
организации, как учреждения, потребительские
кооперативы, общественные и религиозные
организации, фонды и др. При
этом коммерческие организации
должны отвечать двум требованиям.[30]
Первое требование. Должен
быть соблюден определенный Законом
№ 88-ФЗ размер участия в
уставном капитале малого предприятия
некоторых субъектов.
Так, малым предприятием
может быть только такая коммерческая
организация, в уставном капитале
которой не превышает 25% доля
следующих субъектов:
- Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
При этом
Закон не устанавливает
размер (долю) участия в уставном
капитале малого предприятия
муниципальных образований;
- общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов;
- одного или нескольких
юридических лиц, не являющихся
субъектами малого предпринимательства.
Это требование полностью поглощает
предыдущие, поскольку общественные
и религиозные организации и
фонды являются некоммерческими
организациями.
Второе требование. Для
того чтобы предприятие имело
статус малого, средняя численность
работников за отчетный период
не должна превышать следующих
предельных уровней: в промышленности
- 100 человек; в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек; в сельском
хозяйстве - 60 человек; в научно-технической
сфере - 60 человек; в оптовой торговле -
50 человек; в розничной торговле и бытовом
обслуживании населения - 30 человек; в
остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности - 50 человек.
При отнесении предприятия
к той или иной отрасли необходимо
руководствоваться Общесоюзным
классификатором "Отрасли народного
хозяйства"
(ОКОНХ).
Малые предприятия,
осуществляющие несколько видов
деятельности
(многопрофильные), относятся
к таковым по критериям того
вида деятельности, доля которого
является наибольшей в годовом
объеме оборота или годовом
объеме прибыли.
Значит, в случае, когда
наибольшей долей в годовом
объеме оборота обладает один
вид деятельности (по ОКОНХ), а
наибольшей долей в годовом
объеме прибыли обладает другой
вид деятельности, предприятие считается
малым, если хотя бы по одному
из этих видов оно удовлетворяет
требованиям к предельной численности
работников. То есть предприятие
самостоятельно определяет, какой
из показателей должен применяться
- объем оборота или объем прибыли.
Однако в региональном
законодательстве возможны случаи,
когда власти субъекта федерации
сами определяют, какую деятельность
принимать для расчета многопрофильными
предприятиями.
Средняя за отчетный
период численность работников
определяется с учетом работающих
по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству
с учетом реально отработанного
времени.
Порядок расчета средней
численности работников представлен
в
Инструкции по заполнению
организациями сведений о численности
работников и использовании рабочего
времени в формах федерального
государственного статистического
наблюдения, утвержденной Постановлением
Госкомстата от
07.12.98 № 121, и Инструкции
по заполнению формы федерального
государственного статистического
наблюдения N ПМ "Сведения об основных
показателях деятельности малого
предприятия", утвержденной Постановлением
Госкомстата РФ от 29.02.2000
№ 17.
Что касается индивидуальных
предпринимателей, то они признаются
субъектами малого предпринимательства
независимо от каких-либо условий,
в том числе и от количества
наемных работников.
В случае превышения
малым предприятием предельной
численности работников указанное
предприятие лишается предусмотренных
законодательством льгот на период,
в течение которого допущено
указанное превышение, и на последующие
три месяца.
Неналоговые меры государственной
поддержки малого предпринимательства:
За реализацию поддержки
малого предпринимательства ответственны
следующие государственные органы
и организации:
- Министерство по антимонопольной
политике и развитию предпринимательства
и его территориальные органы;
- департаменты (комитеты, комиссии
и т.п.) по поддержке малого
предпринимательства, которые входят
в структуру органов исполнительной
власти субъектов РФ и в
структуру органов местного самоуправления;
- федеральный, региональные
и местные фонды поддержки
малого предпринимательства. Фонды
осуществляют ряд функций, в
том числе: поддержку инновационной
деятельности малых предприятий,
льготное кредитование, а также
компенсируют кредитным организациям
соответствующую разницу при
предоставлении ими льготных
кредитов субъектам малого предпринимательства;
осуществляют функции залогодателя,
поручителя, гаранта по обязательствам
малых предприятий; организуют
консультирование по вопросам
налогообложения и применение
норм законодательства;
- Российское агентство
поддержки малого и среднего
бизнеса и его региональные
отделения. Оно осуществляет обучение
и консультирование предпринимателей,
проводит экспертизы предпринимательских
программ и проектов, осуществляет
информационное обеспечение малого
предпринимательства, оказывает
помощь субъектам малого предпринимательства
в подготовке и регистрации
их учредительных документов, а
также иные функции;
Следует назвать также
многочисленные негосударственные
некоммерческие организации, союзы,
ассоциации по поддержке малого
предпринимательства, могущие оказать
помощь в различных вопросах,
с которыми сталкивается предприниматель.
Основные направления
государственной поддержки обозначены
в Законе №
88-ФЗ. Обычно по этим
же направлениям за отдельными
исключениями и дополнениями
осуществляется поддержка и на
региональном и местном уровнях.
Назовем эти направления.
1. Льготное кредитование.
По этому вопросу следует обращаться
в фонды поддержки малого предпринимательства.
Существует специализированный
Фонд содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической
сфере, который оказывает финансовую
поддержку высокоэффективным наукоемким
проектам, разрабатываемым малыми
предприятиями на льготных условиях,
а также иную поддержку по
своей специализации.
2. Льготное страхование.
За разъяснением условий льготного
страхования следует также обращаться
в фонды поддержки малого предпринимательства.
3. Преимущественное право
на получение заказов по производству
продукции и товаров (услуг)
для государственных нужд. За
информацией можно обращаться
в органы исполнительной власти
РФ и субъектов РФ.
4. Поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
предпринимательства. Реализация
мер поддержки в данной области
возложена на федеральные и
региональные органы исполнительной
власти. За дополнительной информацией
следует обращаться в эти органы.
6. Производственно-технологическая
поддержка субъектов малого предпринимательства.
За разъяснением условий содействия
в обеспечении субъектов малого
предпринимательства современным
оборудованием и технологиями
следует обращаться в федеральные
и региональные органы исполнительной
власти, а также в органы местного
самоуправления.[31]
7. Поддержка субъектов
малого предпринимательства в
области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров.
Кроме того, субъектам
малого предпринимательства оказывается
содействие в информационной
сфере, может быть предусмотрен
упрощенный порядок их регистрации,
лицензирования и сертификации.
На региональном и
местном уровнях осуществляются
и иные меры поддержки. Например,
в Москве создан целевой фонд
нежилых помещений для предоставления
субъектам малого предпринимательства,
упорядочено проведение проверок,
установлены льготы по аренде
и т.д.
Обобщим вышесказанное.
Деятельность субъекта малого
предпринимательства должна осуществляться
в тесном контакте с органами
и организациями, реализующими
меры государственной поддержки
малого бизнеса.
Следует помнить, что
в бюджетах всех уровней на
поддержку малого предпринимательства
выделяются определенные финансовые
средства, на получение которых
малые предприятия имеют право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая правовая
система России все еще не
может обеспечить защиту прав
и интересов предпринимателей. Официальное
право оказалось оторванным от
реальных процессов, происходящих
в социально-экономической жизни
России. Именно поэтому большая
часть экономической, в том
числе предпринимательской деятельности,
осуществляется за ее пределами.
“Вакуум права”, отсутствие эффективных
правовых норм, поддерживающих современные
социально-экономические процессы,
с одной стороны, приводят к
правовому нигилизму, недоверию
людей к государству вообще. С
другой стороны, этот
“вакуум” быстро заполняется
неформальными и, как правило,
незаконными методами ведения
деятельности и разрешения споров.