Конкуренция в предпринемательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:02, доклад

Описание

Мероприятия отдельных монархов, проводимые в целях поддержки предпринимательства, принимаемые по этому поводу законодательные акты порой не отличались преемственностью и системностью. Результатом явились скачк

Работа состоит из  1 файл

Краткое описание документа Государственное регулирование предпринимательской деятельности.docx

— 50.90 Кб (Скачать документ)

 

 В основе мер государственной  поддержки на любом из уровней  лежат: во-первых, соответствующий  (федеральный, региональный, местный)  нормативный акт органов представительной  власти, который устанавливает основы  такой поддержки. Так, на федеральном  уровне это Закон №88-ФЗ, на  региональном уровне, например в  Москве, это Закон г. Москвы  от 28.06.95 №14 "Об основах малого  предпринимательства в Москве";[27] во-вторых, соответствующая (федеральная,  региональная, местная) программа  поддержки малого предпринимательства.

 

 В этих двух документах  обычно содержатся как реальные  льготы, так и указание органам  исполнительной власти на разработку  отдельных мер поддержки. В  последнем случае сами льготы  закреплены в нормативных актах  органов исполнительной власти  соответствующего уровня.

 

 Предусмотренные на  всех уровнях меры поддержки  малого предпринимательства условно  можно разделить на те, что  связаны с налогообложением, учетом  и бухгалтерской отчетностью,  и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация,  льготное кредитование и т.д.

 В свою очередь первые  из них можно разделить на  нормы об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства,  предусмотренные федеральным и  региональным законодательством,  и на льготы для субъектов  малого предпринимательства, находящихся  на обычной системе налогообложения  (льготы по налогу на прибыль).

 

 Особенностью национальной  поддержки малого бизнеса является  наличие в законодательстве нескольких  определений понятия "малое  предприятие". Их можно разделить  на три вида.

 

 Во-первых, это определение,  содержащееся в п.3 ст.3 Закона  № 88-

 ФЗ[28]. Оно определяет  субъектов малого предпринимательства,  которые вправе претендовать  на льготы и преимущества, предусмотренные  федеральным законодательством.

 

 Во-вторых, это определения  малого предпринимательства, содержащиеся  в законодательных актах субъектов  федерации. На примере Москвы  и Московской области можно  сказать, что понятие малого  предприятия в региональном законе  может несколько отличаться от  того, что содержится в Законе  № 88-ФЗ.

 Региональное законодательство  определяет малые предприятия  как субъекты, которые вправе  претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого  предпринимательства региональным  законодательством.

 

 В-третьих, это определение  субъектов малого предпринимательства,  которые вправе перейти на  упрощенную систему налогообложения,  а также определение субъектов  малого предпринимательства, которые  имеют право на льготы по  налогу на прибыль. Хотя как  в первом, так и во втором  случае под малыми предприятиями  понимаются субъекты, отнесенные  к таковым в соответствии со  ст.3 Закона № 88-ФЗ, круг лиц,  которые вправе воспользоваться  упрощенной системой или могут  использовать льготы по налогу  на прибыль, значительно уже  по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе N 88-ФЗ.

 

 Согласно п.1 ст.3 Закона  № 88-ФЗ[29] субъектами малого предпринимательства  могут быть только коммерческие  организации и индивидуальные  предприниматели. Соответственно  статус малого предприятия не  могут иметь такие некоммерческие  организации, как учреждения, потребительские  кооперативы, общественные и религиозные  организации, фонды и др. При  этом коммерческие организации  должны отвечать двум требованиям.[30]

 

 Первое требование. Должен  быть соблюден определенный Законом  № 88-ФЗ размер участия в  уставном капитале малого предприятия  некоторых субъектов.

 

 Так, малым предприятием  может быть только такая коммерческая  организация, в уставном капитале  которой не превышает 25% доля  следующих субъектов:

 

- Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.  При этом

 Закон не устанавливает  размер (долю) участия в уставном  капитале малого предприятия  муниципальных образований;

 

- общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов;

 

- одного или нескольких  юридических лиц, не являющихся  субъектами малого предпринимательства.  Это требование полностью поглощает  предыдущие, поскольку общественные  и религиозные организации и  фонды являются некоммерческими  организациями.

 

 Второе требование. Для  того чтобы предприятие имело  статус малого, средняя численность  работников за отчетный период  не должна превышать следующих  предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

 

 При отнесении предприятия  к той или иной отрасли необходимо  руководствоваться Общесоюзным  классификатором "Отрасли народного  хозяйства"

(ОКОНХ).

 

 Малые предприятия,  осуществляющие несколько видов  деятельности

(многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того  вида деятельности, доля которого  является наибольшей в годовом  объеме оборота или годовом  объеме прибыли.

 

 Значит, в случае, когда  наибольшей долей в годовом  объеме оборота обладает один  вид деятельности (по ОКОНХ), а  наибольшей долей в годовом  объеме прибыли обладает другой  вид деятельности, предприятие считается  малым, если хотя бы по одному  из этих видов оно удовлетворяет  требованиям к предельной численности  работников. То есть предприятие  самостоятельно определяет, какой  из показателей должен применяться  - объем оборота или объем прибыли.

 

 Однако в региональном  законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации  сами определяют, какую деятельность  принимать для расчета многопрофильными  предприятиями.

 

 Средняя за отчетный  период численность работников  определяется с учетом работающих  по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству  с учетом реально отработанного  времени.

 

 Порядок расчета средней  численности работников представлен  в

 Инструкции по заполнению  организациями сведений о численности  работников и использовании рабочего  времени в формах федерального  государственного статистического  наблюдения, утвержденной Постановлением  Госкомстата от

07.12.98 № 121, и Инструкции  по заполнению формы федерального  государственного статистического  наблюдения N ПМ "Сведения об основных  показателях деятельности малого  предприятия", утвержденной Постановлением

 Госкомстата РФ от 29.02.2000 № 17.

 

 Что касается индивидуальных  предпринимателей, то они признаются  субъектами малого предпринимательства  независимо от каких-либо условий,  в том числе и от количества  наемных работников.

 

 В случае превышения  малым предприятием предельной  численности работников указанное  предприятие лишается предусмотренных  законодательством льгот на период, в течение которого допущено  указанное превышение, и на последующие  три месяца.

 

 Неналоговые меры государственной  поддержки малого предпринимательства:

 

 За реализацию поддержки  малого предпринимательства ответственны  следующие государственные органы  и организации:

 

- Министерство по антимонопольной  политике и развитию предпринимательства  и его территориальные органы;

 

- департаменты (комитеты, комиссии  и т.п.) по поддержке малого  предпринимательства, которые входят  в структуру органов исполнительной  власти субъектов РФ и в  структуру органов местного самоуправления;

 

- федеральный, региональные  и местные фонды поддержки  малого предпринимательства. Фонды  осуществляют ряд функций, в  том числе: поддержку инновационной  деятельности малых предприятий,  льготное кредитование, а также  компенсируют кредитным организациям  соответствующую разницу при  предоставлении ими льготных  кредитов субъектам малого предпринимательства;  осуществляют функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам  малых предприятий; организуют  консультирование по вопросам  налогообложения и применение  норм законодательства;

 

- Российское агентство  поддержки малого и среднего  бизнеса и его региональные  отделения. Оно осуществляет обучение  и консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских  программ и проектов, осуществляет  информационное обеспечение малого  предпринимательства, оказывает  помощь субъектам малого предпринимательства  в подготовке и регистрации  их учредительных документов, а  также иные функции;

 

 Следует назвать также  многочисленные негосударственные  некоммерческие организации, союзы,  ассоциации по поддержке малого  предпринимательства, могущие оказать  помощь в различных вопросах, с которыми сталкивается предприниматель.

 

 Основные направления  государственной поддержки обозначены  в Законе №

88-ФЗ. Обычно по этим  же направлениям за отдельными  исключениями и дополнениями  осуществляется поддержка и на  региональном и местном уровнях.

 Назовем эти направления.

 

1. Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться  в фонды поддержки малого предпринимательства.  Существует специализированный  Фонд содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере, который оказывает финансовую  поддержку высокоэффективным наукоемким  проектам, разрабатываемым малыми  предприятиями на льготных условиях, а также иную поддержку по  своей специализации.

 

2. Льготное страхование.  За разъяснением условий льготного  страхования следует также обращаться  в фонды поддержки малого предпринимательства.

 

3. Преимущественное право  на получение заказов по производству  продукции и товаров (услуг)  для государственных нужд. За  информацией можно обращаться  в органы исполнительной власти  РФ и субъектов РФ.

 

4. Поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства. Реализация  мер поддержки в данной области  возложена на федеральные и  региональные органы исполнительной  власти. За дополнительной информацией  следует обращаться в эти органы.

 

6. Производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства.  За разъяснением условий содействия  в обеспечении субъектов малого  предпринимательства современным  оборудованием и технологиями  следует обращаться в федеральные  и региональные органы исполнительной  власти, а также в органы местного  самоуправления.[31]

 

7. Поддержка субъектов  малого предпринимательства в  области подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров.

 

 Кроме того, субъектам  малого предпринимательства оказывается  содействие в информационной  сфере, может быть предусмотрен  упрощенный порядок их регистрации,  лицензирования и сертификации.

 

 На региональном и  местном уровнях осуществляются  и иные меры поддержки. Например, в Москве создан целевой фонд  нежилых помещений для предоставления  субъектам малого предпринимательства,  упорядочено проведение проверок, установлены льготы по аренде  и т.д.

 

 Обобщим вышесказанное.  Деятельность субъекта малого  предпринимательства должна осуществляться  в тесном контакте с органами  и организациями, реализующими  меры государственной поддержки  малого бизнеса.

 Следует помнить, что  в бюджетах всех уровней на  поддержку малого предпринимательства  выделяются определенные финансовые  средства, на получение которых  малые предприятия имеют право.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Существующая правовая  система России все еще не  может обеспечить защиту прав  и интересов предпринимателей. Официальное  право оказалось оторванным от  реальных процессов, происходящих  в социально-экономической жизни  России. Именно поэтому большая  часть экономической, в том  числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами.  “Вакуум права”, отсутствие эффективных  правовых норм, поддерживающих современные  социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к  правовому нигилизму, недоверию  людей к государству вообще. С  другой стороны, этот

 “вакуум” быстро заполняется  неформальными и, как правило,  незаконными методами ведения  деятельности и разрешения споров.

Информация о работе Конкуренция в предпринемательстве