Конкурентные стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение конкурентных стратегий крупных предприятий.
Задачи курсовой работы – рассмотреть следующие вопросы:
- теоретические основы конкурентных стратегий крупных предприятий;
- конкурентные стратегии организации;
- конкурентные стратегии в кондитерской промышленности

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентных стратегий крупных предприятий 5
1.1. Понятие стратегии организации 5
1.2. Виды стратегий 6
2. Конкурентные стратегии организации 14
2.1. Конкурентное преимущество 14
2.2. Важные конкурентные стратегии организации 15
3. Конкурентные стратегии в кондитерской промышленности 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

ЛЕЙСАН Эконом теория конкурент стратегии.doc

— 1,007.00 Кб (Скачать документ)

      Увеличение  доли рынка за счет привлечения покупателей  фирм-конкурентов посредством активных маркетинговых мероприятий (развитие сервисных услуг, гибкая ценовая  политика). Обычно используется на стадии зрелости жизненного цикла товара.

      Приобретение  рынков путем слияния или поглощения фирм-конкурентов.

      Защита  своего положения на рынке посредством  развития функционального маркетинга.

      Рационализация  маркетинга — фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, уход с непривлекательных  сегментов рынка.

      Стратегия развития товара (товарная экспансия) подразумевает разработку новых/совершенствование существующих товаров с целью увеличения объемов продаж. Стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку организация работает на хорошо знакомом рынке. В рамках указанной стратегии возможны два варианта субстратегий:

      •   стратегия добавления потребительских характеристик товара;

      • стратегия расширения товарной номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Например, производитель напитков может выпускать их в разной упаковке, в емкостях различного объема или же приобретать производство дополнительных товаров (чипсы).

      Стратегия развития рынка (рыночная экспансия) направлена на поиск новых рынков (новых сегментов  рынка) для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается главным образом благодаря расширению рынков сбыта (в пределах географического региона или вне его). Данная стратегия связана со значительными затратами и опирается на развитую систему сбыта продукции и ноу-хау в области маркетинга. В рамках стратегии выделяют два варианта субстратегий:

      •   стратегия освоения новых сегментов  рынка на том же рынке;

      •   стратегия выхода на новые рынки  внутри страны и в других странах.

      Стратегия диверсификации предполагает разработку новых видов продукции одновременно с освоением новых рынков. Стратегия является наиболее дорогостоящей и рискованной, при этом товары могут быть новыми как для всех организаций, работающих на данном рынке, так и новыми только для данной организации. Однако опасность стратегии диверсификации состоит в распылении сил и возможности возникновения проблем с управляемостью внутри организации.

 

3. Конкурентные стратегии в кондитерской промышленности

 

      Между отечественными и западными производителями на российском рынке сложилась острая конкуренция. Российские крупные производители предпочитают расширять свое присутствие на рынке экстенсивным путем, покупая небольшие региональные предприятия, как собственно кондитерские, так и смежные. Они также стремятся открыть больше фирменных магазинов и торговых домов в регионах. Отечественные компании делают ставку на универсальность ассортимента - параллельное производство шоколада, карамели, мармелада, тортов и пр. Западные компании основной упор делают на шоколад (более дорогой и рентабельный, чем карамель или печенье), а также предпочитают вкладывать серьезные деньги в продвижение собственных марок.

      С этой точки зрения очень интересна  рыночная стратегия молодой компании «СладКо», которая ориентируется на производство максимально широкого ассортимента сладостей по традиционным российским рецептурам, но собирается инвестировать средства в создание не собственной сети фирменных магазинов, а национальной кондитерской марки, как это делают их западные коллеги. Возможно, подобная стратегия позволит компании в будущем догнать лидера рынка - «Нестле»1.

      Интеграционные  процессы2 в кондитерской отрасли представлены тремя основными направлениями.

      1.   Приобретение кондитерских фабрик  российскими банками.

      Достаточно  устойчивое положение многих коммерческих банков, а также постепенное изменение конъюнктуры финансового рынка вынудило их искать новые сферы вложения капитала. Это привело к диверсификации деятельности и приобретению акций предприятий, в том числе кондитерских, как самых рентабельных в промышленности России. В целом кондитерская промышленность всегда была высокорентабельной отраслью и входила в десятку бюджетообразующих отраслей. Даже в условиях кризиса в 1997 г. отраслью получена прибыль в размере 1,987 млн. руб. В 1995 г. «Инком-Капитап», входящий в группу компаний Инкомбанка, приобрел контрольный пакет акций ОАО «Бабаевское», в 1996-1997 гг. - ОАО «Рот Фронт», Новосибирской кондитерской фабрики, объединения «Южуралкондитер» (Челябинск), Сормовской кондитерской фабрики (Нижний Новгород). В состав предприятия, над которым установлен контроль группой компаний, относящихся к банку МЕНАТЕП, вошла Рыбинская кондитерская фабрика.

      2.   Инвестиции  в кондитерскую отрасль  осуществляют западные инвесторы:

      -  покупка предприятий, соответствующих профилю деятельности;

      -   строительство производств  на  территории  России.

      Рынок кондитерских изделий в целом  можно охарактеризовать как рынок чистой конкуренции; входные барьеры, обусловленные конъюнктурой рынка, устанавливаемые государством либо действующими конкурентами, отсутствуют. Есть все условия для более глубокого внедрения на рынок основных конкурентов и расширения границ рынка для предприятий других регионов и зарубежных изготовителей.

      Кондитерский  бизнес считается одним из самых прибыльных в мире, что привлекает внимание зарубежных компаний к российским предприятиям и отечественному рынку кондитерских изделий. Как следствие, 30-35% нашего рынка оказалось захвачено иностранными поставщиками и зарубежными предприятиями, диверсифицирующими свою деятельность на территории России и активно скупающими лучшие кондитерские фабрики. Наиболее активно действует Швейцария. Фирмой «Нестле»1 приобретены контрольные пакеты акций двух самарских, Барнаульской и Пермской кондитерских фабрик; компанией «Берминтон инвестмент лимитед» и «Нью Юроп Ист Инвестмент Фаанд» (Великобритания) - Екатеринбургской, Казанской и Ульяновской.

      Вторым  направлением диверсифицированного роста  зарубежных компаний является строительство и открытие новых производств: «Марс»1 - в Ступино, «Штольверк АИ» - во Владимире, «Кэдбери швепс групп» — в Новгороде. Дальнейший захват российского рынка, по оценке специалистов, может лишить Россию отечественной кондитерской промышленности.

      В этой связи перед отечественными производителями возникла необходимость создания заслонов для входа на рынок зарубежных конкурентов. Объединенные усилия дали результат.

      3. Российские кондитерские фабрики  приобретают крупные и средние предприятия без привлечения банковского капитала:

      -   покупка   фабрикой   «Красный   Октябрь»   38%   акций   тульской фабрики  «Ясная  Поляна»,  40% - Тамбовской  кондитерской фабрики и контрольного пакета акций ОАО  «Рязанская кондитерская фабрика»; открытие кондитерских производств, не имеющих статуса юридического лица, в г. Коломне и г. Егорьевске (Московская область);

      -  учреждение фабрикой «Красный  Октябрь» с другими московскими кондитерскими фабриками - «Рот Фронт», «Бабаевское», «Большевик», «Крекер», «Ударница» - компании «Кондитерские изделия», которая   является   их  официальным  дистрибьютором,   осуществляющим сбыт продукции и обеспечивающим рекламную поддержку2.

 

Заключение

 
 

      Конкуренция, с одной стороны, — это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.

      Итак, рынок без конкуренции существовать полнокровно не может, ибо механизм его фундаментально базируется на ней. Тем не менее, часто рассуждают о том, конкурентен ли рынок или нет, или пытаются определить степень конкурентности рынка. Это связано прежде всего с тем, что мы рассматриваем идеальный вариант рынка. С другой стороны, степень конкурентности рынка базируется на основных условиях самой конкуренции:

      1) чем меньше отдельные фирмы  оказывают влияние на рынок,  тем более конкурентным считается  он;

      2) цена но товар на таком рынке  должна восприниматься как нечто  данное, от фирм не зависящее. Именно из такой цены они должны и исходить в своей экономической деятельности.

      Естественно, чем меньше выполняются эти условия, чем больший вес на рынке приобретают  отдельные производители, тем менее  конкурентным считается рынок.

      Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического  управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития  организации,  относящееся  к таким  сторонам  ее деятельности, как сфера, средства и форма.

      Выбор стратегии зависит от ситуации, в  которой находится организация. Однако существуют определенные подходы в выборе стратегии и определенные рамки, в которые вписываются стратегии.

      Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы: 1) прекращение определенного бизнеса; 2) продолжение определенного бизнеса; 3) переход в определенный бизнес. При этом фирма вырабатывает стратегию в следующих основных областях: 1) лидерство в минимизации   издержек  производства;   2)   специализация   в производстве продукции; 3) фиксация определенного сегмента рынка.

      Существует  несколько групп эталонных стратегий  развития бизнеса. К первой группе относятся  стратегии концентрированного роста, ко второй - стратегии интегрированного роста, к третьей - стратегии диверсифицированного роста, и наконец, к четвертой - стратегии сокращения.

      Выработка стратегии предполагает уяснение текущей  стратегии и анализ портфеля продукции. Выбор стратегии связан с состоянием ключевых факторов, к которым относятся сильные стороны отрасли и фирмы, цели фирмы, интересы высшего руководства, финансовые ресурсы фирмы, квалификация работников, обязательства фирмы, степень зависимости от внешней среды, фактор времени.

 

Список  используемой литературы

 
 
  1. Борисов Б. Ф. Экономическая теория: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 544 с.
  2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2006. — 480 с.: ил.
  3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 328 с.
  4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Экономистъ, 2006.— 416с.
  5. Ивашковский С. Н. Микроэкономика. Учебник. — М.: Дело, 2005. — 416 с.
  6. Кипчарская Е.В. Кондитерская промышленность: обзор рынка и состояние отрасли // ЭКО. – 2006. - № 4. – с. 105 - 109.
  7. Кнышова Е. Н., Панфилова Б. Е. Экономика организации: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.
  8. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 432 с.: ил.
  9. Куликов Л. М. Экономическая  теория:   учеб. -  М.:   ТК  Велби,  Изд-во Проспект, 2006. - 432 с.
  10. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: Учебное пособие. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Вуз и школа, 2005.  - 534 с.
  11. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. - М.: «Соминтэк», 2004. – 286 с.
  12. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. 2 изд. — М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 428 с.
  13. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 520 с.
  14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. -М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – 376 с.
  15. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 224 с.
  16. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 285 с.
  17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
  18. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 608 с.
  19. Экономика: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – 512 с.
  20. Экономическая теория (для экономических вузов): Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. («Высшее образование»). — 448 с.
  21. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 640с.
  22. Экономическая теория: Учебник / Под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 714 с.
  23. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой, проф. Г.М. Казиахмедова. - 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 543 с.

Информация о работе Конкурентные стратегии