Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Актуальность темы бесспорна. Ведь в современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………... 4
1.1. Цели и структура национальной экономики…………….…………… 4
1.2.Современный подход к проблеме планировании и прогнозирования национальной экономики……………………………..……………………….8
1.3. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества…………………………..……………...18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………….………………………………..….25
2.1. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики………………………………….…………………………………..25
2.2. Оценка национальной экономики с помощью индекса конкурентоспособности………………………………………………….……32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Охотников-2003.doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

         В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социалъно-экономическое прогнозирование дает оценку воз­можным перспективам и изменениям экономических и соци­альных условий жизнедеятельности общества. Научно-тех­ническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспек­тивных планов социально-экономического развития.  В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает воз­можность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отрасле­вое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспектив­ных планов макроэкономического планирования. Прогно­зирование развития фирм, корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социаль­ном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства. По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поиско­вое прогнозирование состоит в оценке перспективных тен­денций развития объекта исследования. Нормативное свя­зано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.

Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах. К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести прежде всего принцип оптимизации прогно­зирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить пред­видение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным.

Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательст­ва в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативно­го, или целевого, прогноза.  Точное пла­нирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведе­ния такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздей­ствия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, по­рядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необ­ходимость, могут быть введены определенные государст­венные ограничения, касающиеся материально-веществен­ных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов. Важными методологическими принципами прогнозирования  являются:

- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на экономику—  не единственные элементы сценариев экономи­ческого прогнозирования. Вступить в силу  могут, например, прогноз погодных условий, опре­деляющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.

-         принцип социальной направленности и приоритетов общественных потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека.

-         принцип повышения эффективности общественного производства или принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов.

-         принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть  сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на  формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.

-         принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион.

-         принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.

-         принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.

-         принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических,  организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развития системы.

-    принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики.

К числу методологических принципов прогнозирова­ния следует отнести формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза пере­хода к рынку, необходима проработка и составление поли­тического прогноза, прогноза развития национальных су­веренитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для методологии современного прогнозирования ха­рактерным является то, что она должна быть тщательно адаптирована к новым для народного    хозяйства рыночным механизмам.

«В ближайшие дни мы узнаем от статистиков уточненные данные об экономических результатах 2009 года. Возможно, они разочаруют нас, а может – и порадуют. Потому что в последние дни прошлого года кто только из политиков и экспертов не пугал предстоящим «дном кризиса». Даже наиболее осторожный из министров – глава Минфина Алексей Кудрин не удержался от сдержанно-пессимистического прогноза на 2010 год. Именно на этот год придется сокращение спроса на российскую продукцию – нефть, газ, металлы, автомобили, оборудование, химическая продукция, зерно и т.д. Однако едва ли стоит отчаиваться: уже в следующем, 2011 году, прогнозируется рост экономики», - говорит глава Минфина.

На вопрос, какие возможны сценарии в 2010 г., частично отвечает прогноз, подготовленный Минэкономразвития. По оптимистичному сценарию, ВВП страны в 2010 году вырастет на 2,4%, а промышленное производство сократится на 3%. Между тем масштабы спада или роста экономики определяются отнюдь не только ценой на нефть и состоянием мировой экономики, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство. Например, дефицит бюджета планируется компенсировать из Резервного фонда (его объем на 1 января 2009 г. составил более 4 трлн. руб.), при любом сценарии на 2009 и 2010 гг. его хватит для выполнения социальных обязательств государства.

Однако что было бы, если бы Резервный фонд не был бы сформирован правительством? Точно также как теперь в случае необходимости Россия теоретически может прибегнуть к практике зарубежных займов: наша страна по инициативе Минфина использовала нефтяные сверхприбыли для досрочного погашения долга СССР и России, получив высокий кредитный рейтинг. Что было бы в противном случае сейчас, в условиях кризиса, даже трудно предположить. Впрочем, благодаря накопленным золотовалютным резервам, Россия в течение ближайших двух лет ни в коем случае не будет нуждаться во внешних заимствованиях, считает глава представительства Всемирного банка в РФ Клаус Роланд. Он исходит из прогноза банка, который считает, что среднегодовая цена на нефть в 2010 году будет на уровне 75 долларов за баррель.

Другое дело, что при всей неопределенности прогноза, актуальной является задача выбора приоритетов. Так, в прогнозе предусмотрена  инфляция в 11%. Это ниже показателя 2009 года (около 13,5%), но выше докризисного прогноза (7,5-8,5%).[2] Следует ли бросить все силы на ее преодоление или приспособиться к росту цен, как это делают в ряде стран, но поступится крепостью национальной валюты?

Как отмечали эксперты, именно высокая инфляция и осложняет работу финансового механизма в России, из-за нее нет нормальных кредитов, появляются финансовые проблемы даже в наиболее благополучных секторах экономики. И уж тем более проявляются последствия инфляции в социальной сфере, происходит подрыв доверия к банковской системе. Так что при составлении очередного антикризисного плана правительство будет вынуждено разрабатывать антиинфляционные меры. Другой важной составляющей прогноза остается цена на нефть на мировом рынке. Взяв за основу 50 долларов за баррель, Минэкономразвития рассчитал все остальные показатели. Отсюда - и существование более пессимистичных вариантов, вплоть до сокращения ВВП на полпроцента. В принципе на такую же цену ориентируются и зарубежные экономисты. В министерстве энергетики предполагают, что возможен спад до 30 долларов, но на незначительное время. Тем не менее, общий спад производства в мире сокращает и потребность в топливе, так что на какой именно срок может затянуться падение цен, никто не рискнет сказать. К тому же, есть и другие причины уменьшения нефтяных доходов – новой способ расчета экспортной пошлины, изменения в налогообложении, стимулирующие нефтяников, но урезающие отчисления в казну. Немаловажно, что за нефтяными ценами падает и цена на газ. Предполагается во втором полугодии 2009 года продавать его по 240 долларов за тысячу кубометров, тогда как в 2008 году средняя цена превышала 400 долларов. В связи с этим сократится и сальдо торгового баланса.

По прогнозу Минэкономразвития,  2009 году оно составит всего 18 миллиардов долларов, а по пессимистичному варианту – может и вовсе стать отрицательным.  И это тоже – удар по бюджету, сокращение поступлений и прекращение роста резервных фондов. Между тем, если сравнивать российский прогноз с  прогнозами европейских стран и США, то он окажется наиболее оптимистичным, несмотря на низкие показатели роста. Большинство экспертов, тем не менее, считают его вполне реальным. Что же касается цифр, то они – далеко не окончательные, как и не окончательны те антикризисные планы, которые готовит правительство. Уже после праздников Минэкономразвития представит уточнения, а в соответствии с ними начнутся исправления и в других правительственных программах. Экономика России очень сложная структура и в свете финансового кризиса её надо «откачивать». Государство принимает все возможные меры, чтобы вывести страну из кризиса.

1.3. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества

Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг. Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.). Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны. Для стабильного развития национальной экономики целесообразны следующие рекомендации:

-                     привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов);

-                     четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;

-                     шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового и ипотечного инструментария вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития общества