Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Актуальность темы бесспорна. Ведь в современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ……………... 4
1.1. Цели и структура национальной экономики…………….…………… 4
1.2.Современный подход к проблеме планировании и прогнозирования национальной экономики……………………………..……………………….8
1.3. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества…………………………..……………...18
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………….………………………………..….25
2.1. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики………………………………….…………………………………..25
2.2. Оценка национальной экономики с помощью индекса конкурентоспособности………………………………………………….……32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………
Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом (по М. Портеру ), осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства — конкуренция на основе инвестиций — конкуренция на основе нововведений — конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад. Конкурентное преимущество региона обеспечивается (см. табл. 1):
- на первой стадии — благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);
- на второй стадии — на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);
- на третей стадии — за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба»;
- на четвертой стадии — за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.
Таблица 1.Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития[5]
В современных условиях целесообразно сделать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию. Но уже существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона важное значение имеют научные знания, образование — и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона. Для формирования конкурентоспособности региона можно использовать программно-целевой подход (ПЦП). Вначале осуществляется структуризация проблемы формирования конкурентоспособности региона и разрабатывается «дерево целей» для двух уровней (в укрупненном виде представлено на рисунке). Для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении. Например, глобальная цель может быть представлена таким образом: «Повысить конкурентоспособность региона за счет роста ВРП на душу населения в размере 20% к 2011 году путем обеспечения роста объемов производства в приоритетных наукоемких отраслях промышленности на 30%, транспорта — на 25%, сельского хозяйства — 20% и т.д». Цели второго уровня можно сформулировать следующим образом: «Увеличить подготовку квалифицированных кадров для приоритетных отраслей региона на 20% в расчете на душу населения», «Обеспечить прирост прямых инвестиций на 40% на душу населения» и т.д.
Таблица2.Матрица оценки целей (фрагмент) [6]
Полученные оценки могут быть использованы для распределения ресурсов, развития факторов и условий производства, оценки влияния разных факторов и детерминантов на конкурентоспособность региона, проведения структурной политики, разработки программ повышения конкурентоспособности региона и его производителей, ранжирования стратегических задач. Завершающим этого подхода является формирование системы программ на основании дерева целей. На высшем уровне создание конкурентоспособности региона могут обеспечить следующие программы: «Формирование факторов производства», «Стимулирование спроса», «Развитие комплексов родственных отраслей», «Формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности», «Совершенствование механизма ОЭЗ» и другие. Эти программы могут быть детализированы в программах более низкого уровня — например, «Развитие образования», «Привлечение инвестиций», «Развитие инфраструктуры» и т.д. Механизмы ПЦП способствуют интеграции и координации всех уровней, ветвей и органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, их ресурсов, создают условия для получения количественно измеримых результатов управления, т.е. способствуют повышению эффективности управления созданием конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность региона обеспечивает рост экономики по пути инновационного развития. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом.
2.2. Оценка национальной экономики с помощью индекса конкурентоспособности
Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 11000 лидеров бизнеса были опрошены в 134 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).
Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития.
Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». Для каждой из 133 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса.
Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В этом году в отчет включены разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов, включая Соединенные Штаты, растущие экономики стран группы БРИК и 12 стран — новых членов Европейского Союза, проведен глубокий анализ вопросов, влияющих на национальную конкурентоспособность.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009-2010 возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Европейские страны продолжают преобладать в первой десятке: в число таких стран входят Финляндия, Германия и Нидерланды. Великобритания, по-прежнему демонстрируя высокие показатели конкурентоспособности, тем не менее продолжила свое падение в рейтинге. По сравнению с прошлым годом страна спустилась на одну позицию и переместилась на 13 место, в основном, из-за ослабления финансовых рынков. Россия спустилась сразу на 12 позиций — с 51 на 63 место.
Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование. В рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ), отражающем степень свободы перемещения товаров через границу, Россия заняла 109-е место из 121 возможного. Торговля, по мнению авторов исследования, сдерживается прежде всего неблагоприятным бизнес-климатом и высокими пошлинами на импорт. Впрочем, высокая неопределенность развития кризиса не дает уверенности в том, что страны - лидеры рейтинга не изменят своим принципам открытости: многие уже прибегают к протекционизму. Если этот процесс выйдет из-под контроля, схлопнется вся мировая торговля, что неминуемо приведет ко второй Великой депрессии. Индекс вовлеченности в международную торговлю, рассчитанный ВЭФ, основывается на нескольких факторах: доступе к внутренним и зарубежным рынкам, административной инфраструктуре на границе, эффективности работы таможни и других. Лидерами открытости стали Сингапур и Гонконг. США имеют благоприятный бизнес-климат и отличную инфраструктуру. Но их позиция, согласно ВЭФ, ослаблена ограничениями доступа к рынкам и обеспокоенностью убытками, которые могут нанести бизнесу преступность, насилие и терроризм. В Китае хорошо обстоят дела с транспортными услугами и скоростью прохождения импортно-экспортных процедур, однако развитие торговли сдерживается ограниченным доступом к его рынкам.
Главной проблемой России считают "чрезвычайно ограниченный доступ к рынку". По этому критерию стране присвоено 113-е место. Тарифы на импорт в России в среднем составляют 15% (114-е место), в том числе для сельскохозяйственного импорта - 26% (106‑е место). Российские чиновники сами признают, что 2009 год протекционистский, и не исключают дальнейшего повышения пошлин при необходимости. Барьеры доступа к рынку, скорее всего, будут снижены в процессе присоединения к ВТО, надеются в ВЭФ.
Однако российское правительство недавно приостановило переговорный процесс по вступлению в торговую организацию в связи с созданием таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Многие полагают, что это лишь предлог, чтобы не связывать себя обязательствами не вводить протекционистские меры. Впрочем, ими уже не брезгуют многие страны - члены ВТО. Согласно данным Всемирного банка, к весне 2009 года 17 государств из G-20 ввели новые протекционистские меры. В числе первых были США с антикризисной кампанией "покупай американское". Когда рынки сжимаются, начинаются торговые войны, в кризис все хотели бы применить протекционистские меры из Центра развития, "но если все будут применять их, мировая экономика будут сжиматься и кризис может превратиться во вторую Великую депрессию". Россия, по его мнению, пока использует эти меры в щадящем, точечном режиме. Российский бизнес-климат (96‑е место) также не приветствует международное участие, отмечается в исследовании. Со стимулированием активности бизнеса Россия запаздывает. Так, новый порядок проверок для бизнеса (не чаще чем раз в три года) начал действовать лишь с июля, тогда как в Таджикистане мораторий на все виды проверок малого и среднего предпринимательства введен еще в июле 2008 года. "Позиция России по индексу вовлеченности в торговлю существенно ниже, чем оценка России в рамках других отчетов ВЭФ, таких как индекс глобальной конкурентоспособности стран, - отмечает партнер компании "Бауман Инновейшн" Алексей Праздничных. - Оптимизм внушает тот факт, что многие показатели индекса вовлеченности в торговлю находятся в непосредственном управлении и могут быть быстро и технично улучшены".
Таблица 3. Индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г. [7]
Экономика | Место (из 121) | Индекс |
Сингапур | 1 | 5,97 |
САР Гонконг | 2 | 5,57 |
Швейцария | 3 | 5,44 |
Дания | 4 | 5,44 |
Швеция | 5 | 5,44 |
Канада | 6 | 5,35 |
Норвегия | 7 | 5,33 |
Финляндия | 8 | 5,33 |
Австрия | 9 | 5,29 |
Нидерланды | 10 | 5,27 |
Китай | 49 | 4,19 |
Индия | 76 | 3,72 |
Бразилия | 87 | 3,58 |
Казахстан | 93 | 3,49 |
Россия | 109 | 3,29 |
Идея достижения Россией лидерства на мировых рынках и интеграции стратегии развития страны и фирм соотносятся между собой как цель и средство ее достижения. Курс на достижение глобальной конкурентоспособности будет содействовать решению двух проблем: выходу из трансформационного кризиса и перспективному развитию страны. Долгосрочные цели окажутся связанными с решением конкретных задач и достижением краткосрочных целей. Исторический опыт многих стран доказывает, что такое сочетание вполне возможно. «Новый курс» Рузвельта; программа национального развития в послевоенной Японии, реформа Эрхарда в ФРГ, стратегическое планирование в Южной Корее после американо-корейской войны, пятилетние планы восстановления конкурентоспособности в послевоенной Франции, да и собственный исторический опыт России восстановления и развития хозяйства после двух мировых войн тому подтверждение.
Анализируя проблему конкурентоспособности национальных экономик различных стран, М.Портер пришел к выводу о существовании нескольких стадий развития конкурентоспособности: на основе факторов производства, инвестиций, нововведений и на основе богатства. Такие страны как Швейцария, Германия, США находятся на стадии нововведений и движутся к стадии богатства. Япония, Италия, Дания, Швеция также достигли стадии нововведений, причем Япония прошла все стадии за короткий послевоенный период. Корея находится на стадии инвестиций, а Италия ее уже миновала. На стадии богатства находится Великобритания, но это отнюдь не благо для ее национальной экономики, так как в отличие от предыдущих трех стадий, стадия конкуренции на основе богатства ведет к спаду. Россия, в основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности на основе факторов производства с рядом элементов стадий инвестиций и нововведений, что связано с технологической многоукладностью отечественной экономики. Несмотря на преобладание третьего и четвертого технологических укладов, для построения конкурентоспособной российской экономики ориентироваться необходимо на цели и уровни высших стадий, исходя из системы ценностей, направлений и областей науки, техники, технологий высшего, пятого технологического уклада и стадии конкурентоспособности на основе нововведений. Каждая стадия конкурентоспособности национальной экономики характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией развития фирм. Различна и роль государства на каждой стадии. Реальный уровень конкурентоспособности и многоукладность российской экономики определяют многомерный интегральный характер движения к достижению конкурентоспособности в рамках мирового масштаба. Стратегия лидерства органично объединяет с развитием перспективного направления необходимое подтягивание элементов низших стадий конкурентоспособности и технологических укладов. Такая концепция развития национальной экономики предполагает развитие внутреннего спроса, подтягивание низших стадий к высшим путем взаимодействия родственных и поддерживающих отраслей, эффективный экспорт.