Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание

Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своем современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил свое родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современ¬ного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги. Шотландский экономист А. Смит пользу от появления денег считал не меньшей по сравнению с шоссейными дорогами. Последние расширили возможность передвижения, деньги расширили масштабы обменных операций и увеличили круг их участников.

Содержание

1. Контрольные теоретические вопросы:………………………………..
1.1 Механизм работы рынка. Преимущества и недостатки рыночных отношений……………………………………………………………………….4
1.2 Основы теории мультипликатора………………………………….17
2. Контрольные тестовые задания:……………………………………..22
2.1 Выберите верные утверждения.
Экономические издержки:
а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;
в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;
г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;
д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.
2.2 Что сократит количество денег в обращении:
а) Уменьшение нормы обязательных резервов.
б) Продажа центральным банком государственных ценных бумаг населению и банкам
в) Снижение учетной ставки процента.
3. Задача:……………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа_эк_теор.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Чтобы поддерживать конкурентоспособность  своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

     Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей

     В центре рыночного хозяйства стоит  потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).

     Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

     На  вопрос: что производитьрынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.

     В качестве механизма, регулирующего  спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров3. Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.

     Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера4, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

     На  вопрос: как производитьрынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

     Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.

     Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.

     Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.

     На  первый взгляд кажется, что поскольку  каждый стремит  продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой5. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.

     Говоря  о достоинствах  рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

      В основном несовершенства рынка связаны  с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

      В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы»  рынка?

      1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

      Чтобы поддержать чрезвычайно высокие  цены, монополисты искусственно сокращают  производство. Это вызывает необходимость  регулирования цен, скажем, на продукцию  сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

      2. Рынок не заинтересован и не  способен производить общественные  блага («общественные товары»). Эти  товары либо вообще не производятся  рынком, либо поставляются им  в недостаточном количестве. 

      Особенность общественных товаров состоит в  том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

      Дорожными знаками, регулирующими правила  движения, обязаны пользоваться все  во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

      Общественные  блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

      Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

      3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

      По  мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

      Сам рынок не способен устранить или  компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными  сторонами без внешнего вмешательства  может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

      4. Рынок не обладает способностью  обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию  в распределении доходов. Рынок  по своей природе игнорирует  социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

      «Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

      5. Рыночный механизм порождает  неполную и недостаточно совершенную  информацию. Только в условиях  полностью конкурентной экономики  участники рынка обладают достаточно  исчерпывающей информацией о  ценах и перспективах развития  производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

      Отсутствие  совершенной информации, неполнота  и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный  рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.  

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»