Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:46, контрольная работа

Описание

Задача №2
2. При утверждении Правил внутреннего трудового распорядка фабрики администрация предложила включить в него такие меры дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение в соответствии с законодательством, штраф за опоздание более чем на 30 минут в размере пяти процентов от дневного заработка работника, лишение квартальной премии за появление на рабочем месте в состоянии опьянения.
Правомерны ли такие предложения? (ТК РФ, гл.29).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Современная концепция права………………………………………………………………5
Система права……………………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….23
Задача №1………………………………………………………………………………………………..25
Задача №2………………………………………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

КР Правоведение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда можно  вывести понятие социальной сущности права как способности служить  целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей и интересов как индивидов, так и общества в целом.  Оно характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять потребности субъекта социума, полезные и необходимые для его существования и развития.

Назначение  права в социальном смысле состоит в том, что оно обеспечивает потребность общества в упорядочении действия его субъектов и в подчинении их поведения единым нормам, основанным на принципах формального равенства прав, свободы и справедливости.

Социальное назначение права складывается из потребностей общественного развития.  В соответствии с ними создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану.  Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, чем острее ощущается необходимость в закреплении регулирования или охраны общественных отношений.  Социальная роль государства характеризуется в юридической науке термином функция права.  Функция права охватывает одновременно как назначение права, так и вытекающие из него направления воздействия права на общественные отношения.  Такое воздействие возможно либо в форме упорядочения общественных отношений при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений и предписаний), т.е. правового регулирования, либо при помощи идеологического, психологического воздействия на сознание и действия людей, т.е. собственно правового воздействия.

Функционирование  права в реальной жизни основывается на общеобязательных для всех его  субъектов исходных нормативно-юридических  положениях, которые определяют содержание правового регулирования, и выступают мерой их поведения, т.е. принципах права.  Влияние права на общественные отношения в форме правового регулирования или воздействия базируется на принципах права, которые играют роль переходного звена от общественных отношений к системе правового регулирования.

В зависимости  от функционального назначения и  объекта применения принципы права  подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.

Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений.

Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.

Общеправовые  принципы присущи всем отраслям права и отражают природу права в целом, выступают в качестве одного из источников права.  К ним относятся: принцип гуманизма – главенство в функционировании системы права прав и свобод человека, принцип равенства граждан перед законом – все люди имеют равные права независимо от расы, национальности, религии, пола, должности, принцип демократизма – в праве отображается общая воля всех членов общества через институты народовластия, принцип законности – осуществление государственной деятельности в соответствии с требованиями права, принцип справедливости – строгое соблюдение соответствия меры юридической ответственности допущенному правонарушению.

Межотраслевые принципы  характерны для нескольких отраслей права, к ним относятся такие  принципы как: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, независимость судей, возможность ведения судопроизводства на национальном языке.

Отраслевые принципы свойственны одной отрасли права  и определяют ее специфику, например, принцип обеспечения свободы труда и занятости свойствен трудовому праву, принцип устойчивости права на землю принадлежит земельному праву.

Внутриотраслевые  принципы – это принципы конкретных институтов права и их действие ограничено предметом регулирования.

Функция права  выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение важнейших задач права.  В реальной жизни функции права тесно взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует в рамках единой системы функций права, а сферы общественной жизни, на которые они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной системы – общества.  Поэтому, разделение функций права, в некоторой степени условно (особенно это касается социальных функций права), они взаимодополняют друг друга.  Тем не менее, можно выделить главные, характерные черты, выраженные в конкретной функции права, и на этом основании систему функций права можно представить в виде двух основных групп: собственно юридических и общесоциальных, в которых можно выделить основные и неосновные функции.

Основные функции права – регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление.  А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права.

Наиболее характерными путями осуществления регулятивной функции права являются определение  правосубъектности граждан, закрепление  и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных  органов, установление правового статуса  юридических лиц, определение юридических фактов, которые направлены на изменение правоотношений, установление конкретной правовой связи между субъектами права, определение типа правого регулирования. В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.

Статическая функция  права состоит в том, что оно  закрепляет в своих институтах, в  правовых актах, в четко урегулированной  форме те общественные отношения, которые  являются основой устойчивого, стабильного  существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.

Динамическая  функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем оформления их движения, т.е. динамики.  Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений.  Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.

Важно иметь в  виду что динамизм и статика права  – это две стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в  ходе которой возникают новые  реальности в материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности.  Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.

Другая основная функция права, охранительная также  тесно связана с регулятивной.  Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество.  Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране.  Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.

К неосновным функциям права можно отнести компенсационную, восстановительную и ограничительную.  К основным социальным функциям – экономическую, политическую и идеологическую, а к неосновным – экологическую, информационную и социальную в узком смысле этого слова.

Ограничительная функция права соприкасается с охранительной.  Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений.  Такие ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом (например, пропагандистские действия, возбуждающие расовую, религиозную, социальную ненависть и вражду).

Компенсационная функция права очень тесно  связана с восстановительной.  Они различаются в формах, методах  и правовых последствиях их реализации.  Нередки случаи, когда с помощью  правовых средств восстанавливается  прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него), – это восстановительная функция.  В случае компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб действует компенсационная функция (возмещение убытков).  Иногда действие этих функций совпадает, например, при незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный прогул.

Реализация восстановительной  функции часто осуществляется в  форме отмены принятого правового  акта или юридически значимого действия. В гражданском законодательстве, в котором представлены нормы, выполняющие и компенсационную и восстановительную функции нередко восстановление положения, существовавшее до нарушения права, не связывается с возмещением убытков.  Эти функции права проявляются в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции.

Одна из важнейших социальных функций – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за умышленные преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.).  Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Экологическая функция  тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное  пространство. Появление этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества.  У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать.

Идеологическая  функция отражает способность права  воплощать в жизнь идеологию  индивидов и из объединений, оказывать  влияние на их мысли и чувства.  В той мере, в какой в праве  выражаются соответствующие интересы личности предписания, оно получает психологическую поддержку общества, поэтому одной из задач воспитательной функции права является воспитание правового сознания граждан, осознания необходимости соблюдения норм права.  Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

Элементом идеологической функции является информационная функция права.  Законодатель выражает в правовых предписаниях определенную информацию: о государственном устройстве, о структуре органов власти и управления, о правах и обязанностях граждан и должностных лиц, вообще о правилах поведения в обществе.  Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с Основного закона и другие правовые акты.

В настоящее  время в системе функций права  в качестве отдельной выделяется функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав, т.е. социальной функции в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и семейные отношения, медицинское и бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры.  Защиту социальных прав граждан обеспечивает, прежде всего, Конституция и отраслевое законодательство.

Одна из основных функций права – регулирование  общественных отношений, оно осуществляется как с помощью методов принуждения, так и убеждением.  Например, методом таких функций как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и в охранительной функции присутствуют оба метода.  То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств.  Принуждение и убеждение в праве находятся в балансе друг с другом.  Когда совершается преступление, к преступнику применяется принуждение, так же как в случае установления запрета, наложения санкции или ответственности имеет место принуждение в форме ограничения каких-либо прав или свобод.  Однако сам факт наказания или иного принуждения оказывает влияние на некоторых лиц, побуждая их отказаться от совершения правонарушения.  Таким образом, оба этих метода, каждый по-своему, позитивно или негативно, выполняют задачу закрепления и охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.

 

 

Система права

 

Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального  права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.  
Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Все составляющие систему права нормы находятся между собой в таких же по своему характеру и взаимосвязи, как и регулируемые ими общественные отношения.  
Любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.  
В основе этой целостности и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.  
Система права обладает следующими признаками [8; 155]:  
·                    Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;  
·                    Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;  
·                    Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;  
·                    Наличие связей между элементами системы права;  
·                    Устойчивость и динамизм.  
Для понимания системы права следует выявить ее первичные элементы. Такими первичными элементами являются нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и охраняемые от нарушений государством.  
Нормы права составляют основу любой системы права. Они являются первичным элементами системы права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения.  
Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.  
Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. По сравнении с нормами, институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права.  
Каждый отдельный институт права регулирует не все, а лишь однородные общественные отношения. Каждым институтом права в зависимости от вида и особенностей опосредуемых им отношений охватываются не все, а лишь отдельные, качественно определенные. Относительно самостоятельные и автономные совокупности правовых норм.  
Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.  
Например, гражданское право России включает в себя институты, касающиеся обязательных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды и т.д.  
В трудовом праве есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины и др. [3; 124]  
Институты права обладают следующими признаками:  
·                    Юридическое единство правовых норм, являющихся составной частью отрасли права;  
·                    Полнота правового регулирования;  
·                    Обособление норм правового института, как правило, в главах (разделах) нормативно-правового акта.  
Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права (конституционное право, гражданское право, трудовое право), существуют немногочисленные институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и юридической литературе их называют смешанными институтами.  
Следующим элементом системы права является подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.  
Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь по сути упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним признаком подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие положения, присущие нескольким правовым институтам.  
Подостралсь права обладает следующими признаками:  
·                    Реализует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета правового регулирования соответствующей отрасли права;  
·                    Наличие обособленного законодательства;  
·                    Является не обязательным (факультативным) элементом системы права.  
Ещё одним элементом системы права является отрасль права – совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Например, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредующие финансовые отношения, формируют отрасль финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права.  
Признаки отрасли права:  
·                    Особый предмет и метод правового регулирования, свой режим правового регулирования;  
·                    Специфические отраслевые принципы;  
·                    Способность взаимодействовать с другими отраслями права;  
·                    Количественная достаточность норм права, обеспечивающая переход в отраслевое качество;  
·                    Наличие обособленного и, как правило, кодифицированного законодательства.  
В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права: административное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, гражданское, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.  
В качестве ещё одного структурного элемента системы права можно выделить сферу права. Различают публичное и частное право, материальное и процессуальное право.  
Таким образом, все структурные элементы системы права можно представить в виде схемы (рис 1).  
 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"