Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:46, контрольная работа

Описание

Задача №2
2. При утверждении Правил внутреннего трудового распорядка фабрики администрация предложила включить в него такие меры дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение в соответствии с законодательством, штраф за опоздание более чем на 30 минут в размере пяти процентов от дневного заработка работника, лишение квартальной премии за появление на рабочем месте в состоянии опьянения.
Правомерны ли такие предложения? (ТК РФ, гл.29).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Современная концепция права………………………………………………………………5
Система права……………………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….23
Задача №1………………………………………………………………………………………………..25
Задача №2………………………………………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

КР Правоведение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

  
Рисунок1. Структурные элементы системы права  
Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.  
2. Критерии деления права на отрасли и институты  
В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий – предмет правового регулирования – считается главным, второй – метод правового регулирования – вспомогательным (рис. 2).  
 

  
Рисунок2. Критерии деления права на отрасли  
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет – это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.  
Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.  
Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.  
В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.  
В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского. 
Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам – участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон – участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.  
Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.  
Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей – уголовное право.  
Второй метод правового регулирования – метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) – заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.  
Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений – выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.  
Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений. Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к. в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.  
Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций. Они обычно адресуются негосударственным организациям (предприятиям) или физическим лицам и устанавливают варианты поведения, желательного для государства, но т. к. они не снабжены санкциями, их соблюдение не обеспечивается принуждением силой государства. Поэтому у субъектов, к которым обращены эти нормы, есть возможность свободного выбора поведения, т.е. они могут и не следовать велению такой правовой нормы.  
Расширение сферы применения рекомендательных норм означает сокращение государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и смягчение методов правового регулирования.  
Возможно также применение метода поощрения, суть которого в том, что для стимулирования социально активного и полезного для общества поведения используются поощрительные нормы права, содержащие так называемые позитивные (поощрительные) санкции, указывающие на благоприятные последствия такого поведения. Поощрительными нормами административного права устанавливается порядок награждения особо отличившихся граждан различными государственными наградами, а также условия присвоения почетных званий.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение  права и государства было важно  всегда, но в современный период особенно.  Право – это развивающийся  институт, поскольку развивается  само общество, а в наше время в обществе происходят большие изменения.  Направление его развития в недавнем прошлом определялось противоречием между капитализмом и социализмом, и соответственно, между правом и его фактическим отрицанием.

Исторически развитие человеческого общества – от первобытной родовой общины к рабству и феодализму, от них к капитализму и социализму, а затем к посткапиталистическому и постсоциалистическому гражданскому цивилитарному строю (от латинского "civis" – гражданин) означает прогресс свободы.  Однако это общая тенденция развития не всегда проявляется линейно.  В современном понимании, право и государство неразрывно связаны.  Форма власти, в которой не обеспечивается свобода и формальное равенство прав граждан, не может называться государством.  В таких обществах господствует деспотический строй.  В зависимости от исторического типа общества, деспотизм принимает различные формы.  Различия между древневосточными или феодальными деспотиями и современными тоталитарными и авторитарными обществами огромно.  Однако у них есть общая черта – все эти формы власти основаны не на праве, а на насилии властвующих над подвластными, независимо от того, кто осуществляет насилие, – древний император или современный класс номенклатуры.  Нормы, регулирующие отношения в таких обществах не могут называться правом, как сами деспотии не могут называться государством.

Государством  следует признать лишь такую форму  организации официальной социальной власти, которая обеспечивает соблюдение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенство правового закона, организации системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.  Такая форма правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством является основой правового государства и гражданского общества, создание которых в нашей стране – важнейшая и актуальная задача.

 

Система права  – это обусловленная состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и правовым институтам.  
Система права обладает такими признаками, как объективный характер, целостность, дифференцированность, наличие связей между элементами системы права, а также устойчивость и динамизм.  
Структура права определяется как характеристика внутреннего строения права. В качестве структурных элементов системы права обычно выделяют: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права, а также сферы права.  
В качестве основных критериев, которые лежат в основе выделения отраслей в системе права необходимо отметить материальный критерий, т.е. предмет правового регулирования, и юридический критерий, т.е. метод правового регулирования.  
Задача №1

1. Груз прибыл  в место назначения 1 января 2009 года в 8 утра. Грузополучатель был своевременно уведомлен о прибытии груза. Доставка груза была оплачена грузоотправителем. 3 января 2009 года в 10 часов представитель грузополучателя  прибыл за грузом, но перевозчик отказался выдать груз  и  потребовал оплату за его хранение.

Как следует  разрешить спор? (ГК РФ, гл. 40, УЖТ, ст.38).

  Статья 38. При своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки грузов грузополучателем. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока, оплачиваются грузополучателем по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сроки и порядок хранения грузов на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. (1)

Согласно этой статье, грузополучатель обязан оплатить хранение груза. Только тогда перевозчик будет вправе выдать груз грузополучателю.

 

 

 

 


(1) ГК РФ, гл. 40, УЖТ, ст.38

 

Задача  №2

2. При утверждении  Правил внутреннего трудового  распорядка фабрики администрация предложила включить в него такие меры дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение в соответствии с законодательством, штраф за опоздание более чем на 30 минут в размере пяти процентов от дневного заработка работника, лишение квартальной премии за появление на рабочем месте в состоянии опьянения.

Правомерны  ли такие предложения? (ТК РФ, гл.29).

 

Гл. 29 Общие  положения

Статья 190. Порядок утверждения  правил внутреннего трудового распорядка

 

Правила внутреннего  трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего  трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному  договору.(1)

Статья 372 ТК РФ - Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Работодатель  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган  первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в


ТК РФ, Гл.29, Ст.190 (1)

письменной форме.

 

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия  оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении  жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации  обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.(2)

 

Такие действия работодателя неправомерны, если перед принятием  решения он не направил проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

 

 

 


ТК РФ, Гл. 29, Ст. 372

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.
  2. "Общая теория права и государства".  В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2000.
  3. "Теория государства и права".  Учебник.  М.М. Рассловова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: Закон и право, 2000.
  4. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000.
  5. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
  6. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
  7. Гроций Г.  О праве войны и мира.  Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956.
  8. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.2. - М., 1960.
  9. Мальцев Г.В.  Социальная справедливость и право. - М., 1977.
  10. Пратасов В.Н.  Что и как регулирует? - М., 1995.
  11. Радищев А.Н.  Избранные философские сочинения. - М., 1949.
  12. Сандсвуор П.  Введение в право. - М., 1994.
  13. Тихомиров Ю.А.  Публичное право. - М., 1995.
  14. Штаммер Р.  Сущность и задачи права и правоведения. - СПб, 1908.
  15. Явич Л.С. Сущность права. - Л., 1985.
  16. Кудрявцев В.Н.  О правопонимании и законности. // Государство и право, 1995, № 3.
  17. Лейст О.Э.  Три концепции права. // Советское государство и право, 1991, № 12.

1 "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.53.

2 Там же.

3 "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.66.

4 "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.55.

5 Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000. - С. 124.

6 Гроций Г.  О праве войны и мира.  Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. - М., 1956, - С. 52.

7 Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936. С. 102.


Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"