Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание

Рынок — многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления.

Содержание

1. Понятие рынка. Рыночная инфраструктура.
2. Дефицит бюджета, причины его возникновения. Способы покрытия.
3. Задача
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 29.18 Кб (Скачать документ)

Тверская  государственная сельскохозяйственная академия

Технологический факультет

 

 

 

Контрольная работа по экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Технологического  факультета

Анисимова Мария  Николаевна

 

Проверил

 

 

 

 

 

Содержание

1. Понятие рынка. Рыночная  инфраструктура.

2. Дефицит бюджета, причины его  возникновения. Способы покрытия.

3. Задача

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие рынка. Рыночная инфраструктура.

 

Рынок — многогранное понятие. Можно  отметить два основных подхода к  его определению. Первый основан  на выделении политико-идеологического  и философского содержания: рынок  рассматривается как способ организации  общественного производства, поведения  хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом  содержании: рынок рассматривается  как механизм, объединяющий спрос  и предложение для обеспечения  процессов купли-продажи товаров  в данное время и в определенном месте. Исходя из этого основными  элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные  средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

Важнейшим базовым отношением субъектов рынка  являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при  этом устанавливается в форме  взаимного соглашения продавца и  покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит  идея удовлетворения потребностей.

Потребность — надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Вполне  естественно, что каждое отдельное  предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному  рынку бессмысленно. Поэтому в  практическом маркетинге абстрактное  понятие рынка не применяется. Рынок  всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и  предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые  решения, предприятие должно определить — что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка  того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и  объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности.

Выбор рынка  базируется на различных аспектах его  структурирования. Поэтому в маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга  признаков. Отметим лишь наиболее важные, имеющие первостепенное значение для  целей практического использования.

Рыночная инфраструктура – это  совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают стабильное развитие и функционирование рыночного механизма регулирования  экономики, непрерывное движение товаров  и услуг в различных сферах общественного воспроизводства. В  зависимости от структуры экономической  системы условно различают виды рыночной инфраструктуры.

В зависимости от структуры производительных сил различают:

инфраструктуру кадровую (организации  и учебные центры по подготовке кадров различной квалификации для работы на биржах, в банках, страховых компаниях  и др.);

инфраструктуру материально-вещественную (транспортные системы, складские и  другие помещения);

инфраструктуру научную (посреднические структуры, которые осуществляют покупку-продажу  патентов, лицензий, «ноу-хау» и других объектов интеллектуальной собственности);

инфраструктуру информационную (все  типы бирж, оптовые, брокерские, аудиторские  организации и т.п.).

В зависимости от структуры экономических  отношений выделяют технико-экономическую  инфраструктуру (подразделения предприятий  и организаций, которые занимаются налаживанием отношений специализации, кооперирования, комбинирования производства с другими предприятиями, организациями  и учреждениями внутри страны и за ее пределами).

В зависимости от структуры организационно-экономических  отношений – маркетинговые службы, управленческие структуры на микроуровне  и др.

В зависимости от структуры экономической  собственности – банковские и  страховые компании, кредитно-сберегательные учреждения и т.д.

Термин "инфраструктура" в общем  смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную и  социальную сферу народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений  между отдельными обособленными  хозяйственными субъектами, имеет свою специфичную инфраструктуру. Для  обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, на рынках товаров и  услуг распространены товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации. На финансовых рынках широко представлены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных  рынков существуют сырьевые биржи, а  также биржи труда.

К элементам инфраструктуры современного рынка относятся денежно-кредитная  система и банки, налоговая и  таможенная система, система страхования  хозяйственных рисков. К рыночной инфраструктуре относятся также  торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и  государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг, развитию информационных технологий и средств деловой коммуникации, система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктура облегчает  осуществление товарообменных операций, юридический и экономический  контроль над ними, повышает их оперативность  и эффективность, предоставляет  информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит  от типа и вида рынка.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в России период становления и развития. В  недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным  распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребностей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

 

2. Дефицит бюджета, причины его возникновения. Способы покрытия.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных  условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как  правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение  в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный  дефицит от 10 до 30%.

Интересно, что в начале 90-х годов  положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3% ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета  достигал в Кувейте в начале 80-х  годов и составлял более 60% ВВП. А самый большой в мире дефицит  государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х  годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8% ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом // Финансы. 2000. №6. С. 55-57.

Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты  на оборону, рост "теневого" сектора  экономики, рост предельных издержек общественного  производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют  спад производства и рост "теневого" сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой  базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются  поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь "теневая" экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". На 2003 год в "тени" производилось  до 40% ВВП.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных  стихийных бедствий и т.п., когда  обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к  источникам особого рода. Дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае он - явление чрезвычайно  тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических  мер (по стабилизации экономики, финансовому  оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики  с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный  дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его  не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 - 3%.

Таким образом, сам по себе дефицит  бюджета не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и  прибыли в них с лихвой возместят  произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над  доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный  дефицит неизбежно приведет к  росту отрицательных моментов в  развитии экономики, главным из которых  является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Следует отметить, что бездефицитность  бюджета еще не означает "здоровье" экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Существуют следующие способы  покрытия бюджетного дефицита:

Монетизация бюджетного дефицита.

Внешнее долговое финансирование.

Внутреннее долговое финансирование.

Увеличение налогообложения.

Монетизация бюджетного дефицита. В  случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход  государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над  темпом роста реального ВВП, что  приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические  агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"