Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание

В экономически развитых странах специализированные небанковские учреждения играют большую роль в аккумуляции сбережений населения и являются важными поставщиками ссудного капитала. Небанковские финансовые учреждения ведут острую конкурентную борьбу за привлечение сбережений всех слоев населения как между собой, так и с банковским сектором.

Содержание

1. Структура и цели кредитно-денежной политики стр. 3
2. Коммерческие банки и их операции стр. 3
3. Центральный банк и его функции стр. 8
4. Основные цели и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка стр. 12
5. Заключение стр. 17
6. Задача 2 стр. 17
7. Задача 3 стр. 17
8. Список использованной литературы стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

1) изменения нормы обязательных  резервов;

2) изменение учетной, или  дисконтной ставки;

3) изменение процентной  ставки по депозитам коммерческих  банков в ЦБ;

4) операции на открытом  рынке;

5) купля-продажа иностранной  валюты;

6) операции прямого и  обратного РЕПО;

7) регулирование средств  на счетах Министерства финансов  РФ.

1. Изменение нормы  обязательных резервов оказывает воздействие на размеры резервов коммерческих банков для активных операций и величину депозитного и денежного мультипликаторов. Повышение нормы обязательных резервов означает сужение кредитной способности коммерческих банков. Они смогут выдавать ссуды в меньшем объеме, и благодаря действию денежного мультипликатора предложение денег существенно уменьшится. Снижение нормы обязательных резервов приводит к противоположному результату. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Изменение нормы обязательных резервов является самым сильным  и довольно «грубым» инструментом в  руках ЦБ. Используется он крайне редко. Это связано, в частности, с тем, что изменение нормы обязательных резервов, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими  финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это расновесие, Центральный банк старается не изменять норматив обязательных резервов.

В целом в разных странах  разброс значений нормы обязательных резервов довольно значителен – от 1 до 15%, в зависимости от видов  и сроков вкладов. В России с 8 июля 2004 г. норматив обязательных резервов установлен в размере 3,5%.

2. Изменение учетной  процентной ставки. Учетная ставка – это процентная ставка, устанавливаемая ЦБ по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. Коммерческий банк, берущий ссуды в Центральном банке, увеличивает свои резервы для выдачи кредитов. Понижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствований у Центрального банка. Кредиты коммерческих банков, основанные на этих новых резервах, приводят к мультипликативному эффекту увеличения денежного предложения.

Обратная картина наблюдается  при повышении уровня учетной  процентной ставки. В этом случае снижается  интерес коммерческих банков к получению  дополнительных резервов путем заимствований  у Центрального банка, и в итоге  происходит уменьшение предложения  денег в экономике.

Учетная ставка – это  минимальная ставка, по которой ЦБ может выдавать ссуды  коммерческим банкам для удовлетворения временных  потребностей в пополнении их резервов. На более длительный срок кредиты  выдаются, соответственно, по более  высоким ставкам и под обеспечение, в частности, ценными бумагами. Ставка по таким кредитам называется ломбардной ставкой.

В странах с рыночной экономикой учетная ставка служит также индикатором  для межбанковского рынка кредитов, на котором и имеет место основной объем кредитования и заимствования. Коммерческие банки внимательно следят за изменениями учетной ставки. Ее повышение или снижение дает информацию о намерениях ЦБ и правительства относительно борьбы с инфляцией, стимулировании экономического роста, стабилизационной политики в периоды спадов или «перегрева» экономики. коммерческие банки ориентируются на динамику учетной ставки при изменении своих ставок процента по активным и пассивным операциям.

В России учетная ставка (в РФ используется термин «ставка  рефинансирования») как реальный инструмент финансирования Центральным банком коммерческих банков практически не используется. Это связано в значительной мере с длительностью оформления документов для получения кредитов у Центрального банка, а также с чрезмерно высоким уровнем ставки рефинансирования. Сегодня ставка рефинансирования в России играет прежде всего роль ориентира для банков и финансового рынка в целом, сигнализируя о намерениях ЦБ в отношении проведения кредитно-денежной политики. Кроме того, ставка рефинансирования применяется для расчетов налогов и штрафных санкций. В частности, по ставке рефинансирования рассчитывается пеня при несвоевременной уплате налогов в бюджет.

В России за весь период рыночных реформ, начиная с 1991 г., ставка рефинансирования испытывала серьезные колебания, достигая высоких значений в периоды высокой  инфляции и снижаясь в более благополучные  для экономики годы. Так, на 1 января 1991 г. ставка рефинансирования составляла 20%, а 15 октября 1993 г. достигла своего самого высокого за все годы реформ значения – 210%. С 19 июня 2007 г. установлена ставка рефинансирования, равная 10% - это минимальное  ее значение за годы рыночных реформ.

3. Изменение процентной  ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ также оказывает влияние на денежную массу. Увеличение этой процентной ставки позволяет ЦБ повысить привлечение депозитов коммерческих банков и уменьшить, тем самым, их избыточные (свободные) резервы, а значит, и денежную массу в экономике. Соответственно, уменьшение процента по депозитам дает противоположный результат.

4. Операции на  открытом рынке – часто используемый способ контроля за денежной массой. Он широко применяется в странах с развитым рынком ценных бумаг, является главным инструментом кредитно-денежной политики в них и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Чаще всего – это краткосрочные государственный облигации, которые в странах с развитой рыночной экономикой считаются наименее рисковыми финансовыми активами, приносящими хотя и не очень высокий, но гарантированный доход.

Когда ЦБ покупает государственные облигации у коммерческих банков, он за счет эмиссии увеличивает сумму денег на их резервных счетах. Следовательно, повышается способность банков к выдаче ссуд и, таким образом, увеличивается объем денежной массы. Если ЦБ покупает облигации у населения, то он расплачивается за них наличными, которые могут как остаться на руках у граждан, так и быть депонированы на текущих счетах в банках. Наличные деньги и обязательные резервы, как известно, являются компонентами денежной базы. Таким образом, ЦБ, непосредственно воздействуя на денежную базу, увеличивает денежную массу благодаря действию денежного мультипликатора.

Противоположный эффект будет  иметь продажа ЦБ облигаций коммерческим банкам и населению. коммерческие банки, приобретая облигации, уменьшают свои резервы. Население, покупая облигации  и расплачиваясь за них деньгами, уменьшает объем своих денежных запасов. С уменьшением денежной базы уменьшается предложение денег  в экономике в результате действия денежного мультипликатора.

При продаже ЦБ облигаций  возникает вопрос: каков мотив  у коммерческих банков и граждан  покупать гособлигации, ведь никто  не принуждает их это делать? Это  объясняется тем, что, выставляя  на продажу пакет облигаций, ЦБ увеличивает  тем самым их предложение. Это ведет к снижению текущей рыночной цены облигаций и, соответственно, повышению их доходности, т.е. ставки процента по облигациям. Естественно, что экономические субъекты пожелают купить ценную бумагу с более высокой доходностью при формировании своего портфеля активов.

5. Купля-продажа  иностранной валюты – следующий способ контроля за денежной массой. Покупая валюту, ЦБ расплачивается рублями. В результате возрастает денежная база в экономике, что ведет к росту денежной массы. При продаже валюты все происходит наоборот. В связи с низким уровнем развития рынка ценных бумаг операции на открытом рынке не являются в России основным источником эмиссии денег. Центральный банк Росси главным образом эмитирует национальную валюту, расплачиваясь с продавцами иностранной валюты. Именно этот канал эмиссии денег, а не покупка гособлигаций, является в России в сегодняшних условиях основным.

6. Операции прямого РЕПО означают временную продажу коммерческими банками государственных ценных бумаг Банку России с обязательством их выкупа через определенный срок. При этом у банков временно увеличиваются средства на счетах в ЦБ (т.к. они продали ценные бумаги), т.е. возрастает денежная база. Это ведет к увеличению денежной массы в экономике, поскольку коммерческие банки могут выдавать больше кредитов реальному сектору.

При операциях обратного РЕПО все происходит наоборот. Банк России временно продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, выкупая их по прошествии указанного срока. Проведение таких операций уменьшает средства банков на счетах в ЦБ (поскольку они покупают ценные бумаги), что означает сокращение денежной базы, соответственно, и денежной массы в экономике. Аналогом обратного РЕПО выступают операции биржевого модифицированного РЕПО, которые Банк России чаще всего использует сегодня для временного изъятия свободных средств из банковской системы.

7. Регулирование  средств на счетах Министерства  финансов в ЦБ. Свободные средства правительства на счетах в Банке России не входят ни в один денежный агрегат и поэтому не считаются деньгами. Но, выполняя свои функции, Министерство финансов переводит свои средства со счетов в ЦБ на счета бюджетополучателей. В результате они оказываются на счетах предприятий и организаций, а также превращаются в наличные деньги населения. Таким образом, рост правительственных расходов ведет к увеличению денежной массы в экономике. Напротив, увеличение налоговых сборов наряду с сокращением государственных расходов ведет к накоплению средств на счетах правительства в Банке России, благодаря чему деньги выводятся из экономики. Таким образом, накопление средств на правительственных счетах в ЦБ уменьшает денежную массу, а их уменьшение увеличивает ее.

Инструменты селективного характера предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Ниже приведены примеры подобного рода инструментов.

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. В частности, регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить объем потребительского спроса для борьбы с инфляцией.

2. Установление предельной маржи. Под предельной маржой в данном случае понимается устанавливаемый Центральным банком минимальный процент (маржа) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, ЦБ устанавливает процент наличности при покупке ценных бумаг. Например, если ЦБ установил маржу в 50%, то это означает, что не менее половины стоимости ценных бумаг при покупке должно быть оплачено заемными средствами. Данная мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег можно взять в кредит.

3. Регулирование риска и ликвидности банковских операций. При этом риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Например, как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе породненных клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка. Часто так же определяется соотношение общего объема кредитных операций и суммы собственных средств.

Заключение:

В структуру современной  кредитно-денежной системы входят:

 

а) Центральный банк;

 

б) коммерческие банки;

 

в) специализированные кредитно-финансовые институты.

 

Без коммерческих банков Центробанк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.

Воздействуя различными методами на объем денежной массы и возможности  кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через  ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

 

 

В таблице  представлены данные о продукте и потреблении в стране за ряд лет. Заполните все графы таблицы.

Годы

Продукт, млн.долл.

Потребление, млн. долл.

Предельная склонность к  потреблению

Предельная склонность к  сбережению

1

3000

2600

   

2

4000

3200

   

3

5000

4850

   

4

6000

5600

   

5

7000

6240

   

 

 

Норма обязательных резервов:

а) вводится, прежде всего, как средство ограничения  денежной массы;

б) вводится как средство, предохраняющее от изъятия вкладов;

в) составляет среднюю  величину денег, необходимых для  удовлетворения потребностей населения;

г) сейчас не используется;

д) ни один из ответов  не является верным.

Список  использованной литературы

  1. С.М. Климов, А.П.Селин, Т.А.Федорова. «Макроэкономика». СПбИВЭСЭП, 2008г.
  2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Макроэкономика». АОЗТ «Литера плюс», 1994 г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"